понедельник, 15 февраля 2010
за что я люблю историю Дика и Маркизы в "Лавке древностей", что бы я могла ответить?
читать дальшеЗа её счастливый конец, разительно контрастирующий с основной линией повествования? Да.
За то, что (говоря словами Дж. Пристли) "Во всём Диккенсе не найти, пожалуй, любовного романа, столь крепко сбитого и добротного, как тот, что связал между собой" этих двоих? Да.
За пример того, как (говоря его же словами) "сколько бы мы ни играли в романтику, нередко случается, что, когда нас посещает подлинная романтика, она подкрадывается незаметно, пока мы заняты этой игрой"? Да.
За великолепное описание "любви-привязанности" (в противоположность "романтической" и "страстной" любви), брак по которой описывается в выражениях вроде "И за свою совместную жизнь они сыграли миллион партий в криббедж"? Да.
За то, что это история о двух одиноких людях, которые открывают для себя радость быть рядом с другим человеком, заботиться о нём и даже, возможно, смотреть на него снизу вверх? Да.
Но есть и кое-что ещё, менее... очевидное. Или "более личное". 
То, что по "логике событий" Дик, не имея ни денег, ни друзей, всеми заброшенный, должен был умереть от нервной горячки.
Стоит заметить, правда, что заболей он чуть раньше — и его хватились бы, потому как он должен был выступать в качестве свидетеля в процессе над Китом. И Гарленды наверняка помогли бы ему.
Впадая в лёгкий мистицизм, такую "своевременную" болезнь можно списать на козни судьбы.
) Которая, по словам старого Трента, не любит упрёков, но, скорей всего, ещё больше не любит "беспечных пташек", бросающих ей вызов в духе "некоторых систем нравственной философии".
Можно было бы счесть это слишком суровым наказанием за непутёвый образ жизни, который прежде всего и в первую очередь вредил самому Дику, но... тут уж вступает в действие "логика меча Куллерво", "как это я называю". "Коль пронзаю я безгрешных, коль пью кровь у неповинных"...
Даже оставляя в стороне смерть малютки Нелл (дабы не вдаваться в метафизику "благой смерти"), окружающий мир - это мир, где умирают дети выгнанных с фабрики рабочих, а выжившие вырастают в глухоте и слепоте ко всему доброму, где по улицам бродят Нищета и Невежество, не зная иного пристанища, кроме тюрем и работных домов... где "так умирают вокруг нас каждый день" ничего не знающие и никому не нужные бродяги... и если уж мы заговорили о "Холодном доме", где тёзка мистера Свивеллера, осознавший свои ошибки, не получил возможности начать новую жизнь в этом мире.
Или, возвращаясь к той части мира, что поближе к Дику Свивеллеру — где на честного человека клевещут негодяи, а добрые, хорошие люди, "аристократы духа и сердца", не в силах помочь ему не только делом — тут уж, как говорится, на нет и суда нет — но хотя бы верой в его невиновность.
И с какой стати этому миру (метафорически выражаясь) "жалеть" человека, который "сам себе худший враг"?
Однако, вопреки "логике жизни", Дик был спасен - верным и самоотверженным сердцем, "сторицей воздавшим" за почти мимоходом совершенный Диком добрый поступок. И, конечно, дело не только в еде и партии в криббедж, но и в том, что он первым заговорил с Маркизой "по-человечески", совершив "небольшое чудо".
Энное количество постов назад я спрашивала, что общего между "Лавкой древностей" и "Алыми парусами". Да вот это:
Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем.
А ещё можно вспомнить вот это:
— Вдова принесла Турахону в благодарность нерушимый обет: взять в дом четвертого сына, какого-нибудь сиротку.
— Еще чудо! — воскликнул Ходжа Насреддин. — Теперь ты видишь воочию, как одно добро, совершенное в мире, порождает второе, а второе порождает третье — и так без конца. Могуча сила добрых дел, и только добру суждена победа на земле!
Вот только капитан Грэй и Ходжа Насреддин прекрасно понимали, что делают. В отличие от.
А Дик просто, как и Маркиза, "искал общества". И раз уж они решили поиграть в карты, нельзя было обойтись ни без эля, ни без еды.
И эта брошенная мимоходом "добрая крупица" спасла ему жизнь и, в свою очередь, дала возможность спасти двух других людей. В то время как вся любовь добрых людей не смогла спасти Нелли.
@темы:
Рассуждения,
Диккенс
А я люблю такие "спасения из-за доброго поступка". Все-таки где-то в глубине души я уверена, что мир этичен... что любой хороший поступок ДОЛЖЕН отозваться добром.
На случай, если из поста это осталось неясным — я тоже.
Все-таки где-то в глубине души я уверена, что мир этичен... что любой хороший поступок ДОЛЖЕН отозваться добром.
Сорри за цинизм, но мне на ум приходит замечательная фраза из "Тома Джонса": «Теория благотворная и утешительная, против которой можно сделать только одно возражение, а именно: она не соответствует истине».