В одном жутковатеньком мультфильме под названием "Сова" (по рассказу В. Бианки) мыши (подчёркиваю - мыши! Не крысы...

), которых перестала ловить сова, торжествующе поют следующую песню:
читать дальшеКто бывал разумным трусом - тот умеет побеждать.
Важно спрятаться получше и опасность переждать.
Под кустами отсидеться, если схватка горяча,
Утомить врага погоней, задавая стрекача.
Если вовремя отступишь или попросту сбежишь,-
То когда-нибудь кого-нибудь, возможно, победишь!
Не в этом ли мораль истории Ринсвинда в "Интересных временах"? (Потому как мораль "если боги выбрали тебя пешкой (или фигурой) в своей игре, ты всё равно сделаешь то, что им надо, как ни старайся этого избежать" мне слишком уж не по душе...) В том, что помимо горстки "отважных безумцев" и "профессиональных героев" для победы "великого дела" неплохо ещё иметь в запасе разумного человека с хорошо развитым инстинктом самосохранения? Желательно, конечно, из тех, кому улыбается кто-то наверху...
Из тех же "Интересных времен":
– Все вы упускаете самое главное. Он остается в живых, в этом-то все и дело. Вы же сами рассказывали мне про его приключения – и после такого он все еще жив?!
– Зато он с головы до ног в шрамах.
– Именно к этому я и веду, декан. Но заметь, большая их часть располагается на спине.
=)) Сразу вспоминается традиционный способ определения того, доблестно ли пал воин в битве — по тому, где находится рана...
Ирония в том, что по крайней мере часть этих шрамов была получена в бою лицом к лицу. Когда Ринсвинд сражался с тварью-Траймоном в "Безумной звезде":
Ринсвинд нырнул в сторону и крутнулся вбок, сжав обе руки в кулак, который ударил противника в живот или, возможно, в грудь, завершив свой путь удовлетворительным хрустом хитина.
[...]
Звериные и птичьи когти оставляли у него на спине раскаленные добела полосы. Что-то укусило его в плечо, но он нащупал среди волос и чешуи скопление мягких трубок и сжал их что было сил.
@темы:
Рассуждения,
Пратчетт,
Книги
Вот, например:
Двацветок изумленно взглянул на Ринсвинда. Волшебник не торопясь примерился и с некоторой долей удовлетворения со всего размаху врезал ему в челюсть, а потом, когда маленький турист начал заваливаться назад, подхватил его, забросил на плечо и кинулся прочь.
В залитом светом звезд саду его хлестали ветки, а маленькие мохнатые и, наверное, ужасные твари порскали из-под ног, когда он отчаянно несся вдоль бледной нити, сияющей призрачным светом на замороженной траве.
Из оставленного позади домика вылетел пронзительный вопль разочарования и ярости. Ринсвинд врезался в дерево, отскочил и помчался дальше.
[...]
Он неуверенно остановился – хотя слово «неуверенно» не совсем точно. В нескольких обстоятельствах он был уверен на все сто процентов: во-первых, ему не хотелось прыгать; во-вторых, ему ни в коем случае не хотелось встречаться с тем, кто настигает его сзади; в-третьих, в мире духов Двацветок весил куда больше, чем на Диске; и в-четвертых, бывают вещи похуже, нежели просто умереть.
– Назови хотя бы две, – пробормотал он и прыгнул.
Внимание, вопрос — если на свете нет ничего дороже собственной жизни, то на кой Ринсвинд, убегая от Смерти, тащил на себе тяжёлого Двацветка, который явно замедлял ему передвижение?
И нет, ссылка на патриция не проходит... во-первых, потому что в книге Ринсвинд (не без основания) забывает о его угрозах, как только они оказываются вне Анк-Монпорка. Во-вторых, потому что патриций - потенциальная угроза, а Смерть - непосредственная... и, в-третьих, потому что, имхо, Ринсвинд действует здесь исключительно на инстинктах. На своём самом главном инстинкте, если точнее...
А "подставить других под удар" может и "отважный безумец" - ради великого дела, и "профессиональный герой" - потому что они встали на пути, и политик - ради блага общества, и даже восторженный турист - от общего непонимания устройства мира. Это "rough universe"...
Что же до "Интересных времён"... Ринсвинд не подставляет Народную Армию под удар. Он лишь отказывается подставляться вместе с ними... потому что не верит ни в бесполезные смерти ради великих дел, ни в то, что семь человек обязательно должны победить семь тысяч. Но прежде всего он не верил, что чем-то сможет им помочь...
В принципе, трус может быть хорошим комическим героем, как Фальстаф, но не более того... а для основного персонажа этого маловато.
А вот если он в перерыве между фарсовыми сценами и иронически-циничными репликами пару раз через "не могу" и "не хочу" спасёт мир — это дело другое.
Если же "посмотреть изнутри"... всегда ли люди делают именно то, что говорят?