Вам нравится моя откровенность?

URL
Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
Говоря о "Принце-Лягушонке" (довольно диковинной, но широко распространенной сказке), Макс Мюллер, со свойственной ему прямолинейностью, задает вопрос: "Как вообще можно было придумать такую историю? Надо думать, люди всегда были достаточно просвещены, чтобы понимать, что брак между королевской дочерью и лягушкой - абсурд!" Действительно, надо так думать! Если бы это было не так, то не могла бы появиться эта сказка, как раз и основанная на абсурдности подобного события. А фольклорные истоки сюжета, действительные или предполагаемые, к делу не относятся. Также здесь мало что могли бы нам дать отсылки к тотемизму. Ведь просто очевидно, что какие бы обычаи и поверия насчет лягушек и колодцев ни лежали за этой сказкой, но сам облик лягушки попал в сказку [Или в группу аналогичных историй] и был ею удержан именно потому, что брак с подобным существом абсурден и даже отвратителен. Хотя, конечно, в интересующих нас версиях этой сказки, кельтских, германских и английских, нет и речи о буквальном браке принцессы и лягушонка: ведь последний был заколдованным принцем. И соль историй этого круга состоит не в утверждении пригодности лягушонка к отправлению супружеских функций, а в напоминании о необходимости соблюдать обещание (даже если последствия этого невыносимы); а это - вместе с требованием не нарушать запреты, - сохраняется в силе по всей Волшебной Стране. В подобных вещах мы слышим звук Рога Эльфов, и звук вполне отчетливый.

Комментарии
18.02.2009 в 12:02

Феаноринг по жизни
Гм... эссе "О Волшебных Историях" я помню, конечно, не дословно... это оно?
18.02.2009 в 20:39

Железобетонный канонист
Ага! А я тоже хотела сказать, что моральные установки (в сказках, мифах) тоже уже архетипичны (хотя я, может быть, не совсем точно понимаю смысл этого термина).