в Эрмитаже.
читать дальшеНаконец-то сподобилась своими глазами увидеть очередь снаружи. Но она была вовсе не до Александрийского столпа, и стояние в ней заняло ровно десять минут (я специально засекала время). И потом подобные небольшие очереди обнаруживались во всех «узловых точках»: в гардеробе, у туалета, в очереди на контроль (правда, к посетителям с детьми там подходил сотрудник Эрмитажа и предлагал пройти через другой пункт контроля, без очереди). По-видимому, это из-за наступивших школьных каникул.
«Вопросы и ответы» не обновились. Я зашла ненадолго на выставку Прадо, потом купила-таки брошюру про «Ослепление Самсона» (куда-то исчезнувшую в прошлый раз) и каталог к выставке «Паруса Эллады», а затем направилась в зал Рембрандта. Всё по-прежнему, никаких изменений. Нет, я существо терпеливое, но и я уже начинаю лезть на стены. :/ Я бы расспросила одного сотрудника Эрмитажа, который у нас в читальном зале бывает регулярно, но практически уверена, что он работает в каком-нибудь восточном отделе.
Затем я решила, что пришло-таки время разыскать «Мощевую Балку». С намерением убить сразу двух зайцев — так как чтобы дойти до неё, мне надо было пройти в «русские галереи», а путь туда лежал через залы французского искусства, про экспонаты которых я совсем недавно читала книгу «Загадки старых картин» Немиловой.
Да, так вот... «Мощевая Балка» — это зал 57, но я узнала об этом, только обойдя предварительно весь «северокавказский (?) уголок». =) До пункта назначения, как всегда, добралась в последнюю очередь. :/
На обратном пути во французских залах я полюбовалась картинами Ватто, в том числе «Затрудительным предложением», в котором тщетно пыталась разглядеть следы «перезаписывания» первоначальной композиции, «Пейзажем с водопадом», левый край которого, как я теперь знала, был бессовестно дописан при «реставрации», и «Актёрами Французской комедии» (а вовсе не итальянской, как считалось ранее), чьи имена я успела успешно забыть.
Ещё я увидела там «Секстет (Испанский концерт)» Луи-Мишеля Ванлоо, уже зная, имена каких композиторов написаны на нотных листах и почему художник выбрал именно их. И портрет Павла Александровича Строганова в детстве работы Греза — а вот другого его портрета, в юности (кисти того же автора), где он сначала был изображен во французском революционном мундире, а потом «переодет» во фрак из политических соображений, я не нашла.
Потом, в Военной Галерее 1812 года, я решила поискать его портрет работы Доу — по надписям, потому что от обилия лиц слегка рябило в глазах, и всё-таки узнала знакомое лицо раньше, чем глаза упали на подпись.
Хотела было перед уходом снова зайти на выставку Прадо, но было уже без четверти шесть и посетителей начали выгонять. В других залах я этого не наблюдала.Вопрос, занимающий меня уже давно:
зачем Дарий Гистасп вскрывает гробницу Нитокрисы?
P.S. У нас на работе профсоюз предлагает 24-го апреля экскурсию на выставку Прадо... сходить, что ли? Послушать умного человека... была же у меня идея взять аудиогида (специально для этой выставки).
Сохранность одежды (и вообще тот факт, что поначалу экспонаты не были опознаны как древние), конечно, поражает воображение... и схемы покроев — ценная вещь для ролевиков/реконструкторов, но меня больше занимают другие предметы быта (типа посуды). Хотя там было и несколько «надписей».
Ну и кроме того... захоронение целиком — это малость не для моих нервов. :/ Одно дело просто скелет, как в музее Танаиса... и потом, со времён прочтения пратчеттовского «Последнего героя» при взгляде на подобное мне тут же вспоминается один тамошний пассаж.
Прошу прощения у всех археологов мира
Для меня именно эти вещи создают ту плотность мира, которая в большинстве случаев невозможно. (И да, в т.ч. применить на игру как-нибудь хочется, даже не себе, а чтобы какой-нибудь достаточно "дикий" народ реконструировали не по стандартному усредненному ВОстоку, а вот так).
Еще, конечно, их уникальное местоположение проводников-на-Шелковом Пути, когда шелковыми тканями, в Европе доступными папам и королям, здесь шубу штопают
Про надписи самая интересная история Мощевой Балки (кажется, не полностью отраженная в экспозиции, я знаю ее не оттуда) была в том, что у них "завис" китайский купец. Давал в долг и брал расписки. А потом почему-то умер. И благодарное население его похоронило, а расписки тоже насовало в могилу. Надо думать, с большим энтузиазмом...
...Моя любимая цитата про археологов - из "Тупоумия" Феофраста все же...
Анекдот из Геродота:
"Та же царица (Нитокрис. — В. Б.) придумала следующую хитрость. Над теми из городских ворот, через которые народ ходил чаще всего, она поставила для себя гробницу выше самих ворот, а на гробнице начертала такую надпись: "Если кто-либо из следующих за мною царей будет нуждаться в деньгах, то пусть откроет гробницу и возьмет оттуда денег, сколько захочет. Если же он не будет нуждаться, то ни под каким видом не должен открывать гробницу — пользы от этого -ему не будет". Эта гробница Оставалась нетронутой до времени царствования Дария. Дарию же показалось нелепым не пользоваться этими воротами и не взять лежащих в гробнице денег, хотя они сами на то напрашивались. Воротами он не пользовался вовсе, потому что труп был бы над его головой во время проезда через ворота. Он открыл гробницу, но денег в ней не нашел, а нашел труп и надпись, гласящую: "Если бы ты не был ненасытен к деньгам и не преисполнен низкого корыстолюбия, то не открывал бы гробниц мертвецов". Такова, по рассказам, была эта царица".