типа "умных мыслей" про "Опочтарение" (и фильм, и книгу).
читать дальшеА ведь "последние слова" Мойста ("я вручаю свою душу любому богу, который сможет её найти") — это явный случай того, когда "молитву слышат лучше, чем хочется человеку". Мойст ведь это "просто сказал" — потому что надо было что-то сказать, потому что палач и зрители торопили, потому что, в конце концов, он не собирался умирать.
Откуда ж ему было знать, что в скором времени божество Почтамта (не без помощи простых смертных) будет искать в Мойсте живую душу, пока не найдет? А фильме процесс данного поиска показан нагляднее (и болезненнее), но там роль "любого бога" выполняют письма.
А ещё насчёт "краткой биографии" Липвига в исполнении Грыля: "Отец умер. Мать умерла. Вырос у дедушки. Был отправлен в школу. Травили одноклассники. Сбежал. Исчез"... примечательно, что последние два слова фактически описывают (в метафорическом плане) всю дальнейшую жизнь Липвига (до его поимки в Анк-Морпорке). Один раз "сбежав и исчезнув" из школы, он раз за разом продолжает делать то же самое...
Он всегда спешил. Вся его жизнь была сплошным движением. Двигайся быстро, потому что никогда не знаешь, что гонится за тобой…
Что это, как не растянутое во времени бегство? От жизни, от других людей, от самого себя, в конце концов... И от последствий своих действий (привет афоризму лорда Ветинари!). Недаром, выслушав историю о том, как Адору уволили из банка, Мойст думает, что мошенник не должен встречаться со своими жертвами.
А "исчезновение" ещё более очевидно... исчез Мойст фон Липвиг как личность, появились Альберт Спенглер, Этель Змея и многие другие роли и маски. Исчезла возможность быть самим собой.
@темы:
Рассуждения,
фильм "Опочтарение"