Угадайте с трёх раз, что висело на стене второго зала эрмитажной выставки "Искусство Японии". :/
читать дальшеЧто же, как не гравюры "укие-э", изображающие тех самых ронинов! ("Портрет", краткая биография, иногда предсмертные стихи). Если точнее, 8 листов из серии в 51 лист (авторства Итиюсая Куниёси). Всего в коллекции больше ста гравюр, но для всех них не хватает места, поэтому раз в четыре месяца вывешенные листы меняют на другие.
Наша заведующая отделом кадров спросила у экскурсовода (коротко изложившей историю 47 ронинов), какое именно оскорбление было нанесено Такуми, и гид начала рассказывать подробнее. Я не удержалась и когда обсуждение коснулось мотивов Коцукэ-но Сукэ, со словами "А вот у лорда Митфорда говорится...", помянула второго обучаемого, который (точнее, его советник) "заплатил и жил спокойно". 
А экскурсовод призналась, что не могла читать эту историю (особенно сопроводительный текст к гравюрам) без слёз на глазах. Чувствую себя бессердечной скотиной. :/
Нет, я могу (при сильном желании) проникнуться эмоциональным пафосом этой истории (в отличие от, скажем, повести про Ганпати). Но даже с такой точки зрения мне кажется, что есть куда более печальные и трогательные истории.
Например, история крестьянина Согоро, нарушившего закон не ради защиты собственной чести (или чести господина), а ради того, чтобы люди не умирали с голоду. Ради того, чтобы помочь живым, а не отомстить за мёртвого. И который за подачу петиции сегуну был публично распят вместе с женой, а его детям (мальчикам в возрасте 13, 10 и 7 лет) отрубили головы — и когда его младший сын просил палача не рубить с той стороны, где на шее болячка, потому что будет больно, палач и очевидцы плакали от жалости...
Ронины, в конце концов, были самураями, вся их жизнь — подготовка к смерти, они шли навстречу своей судьбе с открытыми глазами, они достигли поставленной цели, заплатив за неё жизнью... и смерть их была достойной. А не позорной публичной казнью...
Ну, и... "Давай с радостью положим свои жизни ради блага многих" звучат... более знакомо, чем "Ты не должен жить под одним небом с врагом своего отца или господина".
Хотя, имхо, Митфорд несколько преувеличивает, говоря:
Но в мировой истории, начиная со Средневековья и до настояшего времени, мало насчитывается случаев, когда один человек жертвует своей жизнью на благо многих, как это сделал Согоро: дворянин и крестьянин в равной степени восхваляли его.
Не думаю я, что так уж мало...
А ещё ведь есть пьесы для театра кабуки, где убивают собственных детей ради того, чтобы спасти сына господина... и сказка про лису, убившую сына из долга благодарности — чтобы его печень спасла жизнь сына человека, который когда-то спас её лисенка.Подробнее о выставке напишу потом. Но я твёрдо вознамерилась вернуться туда с фотоаппаратом. И вообще, у меня ведь впереди десять выходных дней, из которых Эрмитаж работает восемь...
@темы:
Япония,
Впечатления,
Книги,
Эрмитаж