Вам нравится моя откровенность?

URL
Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
в сети в поисках интервью с Терри Пратчеттом.

читать дальше

@темы: Пратчетт, Цитаты

Комментарии
24.10.2009 в 17:37

Железобетонный канонист
Эх, здорово пишешь! Мне так глубоко никогда не проникнуть...

И при всех заявленных "трусости" и "эгоизме" Ринсвинд способен и на благородство, и даже на самопожертвование...
30.10.2009 в 15:18

Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
Мне так глубоко никогда не проникнуть...

Потому что ни одному человеку в здравом рассудке не придёт в голову "глубоко копать" в таких местах... ;)

И при всех заявленных "трусости" и "эгоизме" Ринсвинд способен и на благородство, и даже на самопожертвование...

В том-то и засада. :)

Сдается мне, именно здесь прячется... хмм... "духовная опасность". (Насколько можно говорить об опасности столь гротескных образов.)

Не в том, что он (этот образ) делает трусость и эгоизм привлекательными. Я вообще сомневаюсь, что трусость можно заставить выглядеть привлекательной - что изнутри, что снаружи ("единственный порок, от которого никакого удовольствия", по памяти цитируя Баламута, ага). А эгоизм... ну, в проповедях лорда Генри он смотрится куда "романтишнее", чем в цинично-злых фразочках плебея, неумёхи и неудачника. :) Слишком уж эти качества (трусость и эгоизм) в исполнении Ринсвинда жизненно-приземлённы, с одной стороны, и утрированы, с другой. Скорее уж возможен, наоборот, положительный "сатирический эффект" - как бы доказательством "от противного".

И не в том, что обаяние героя делает читателя более терпимым к его недостаткам. :) Потому что, насколько я могу судить, тем, кому нравится этот персонаж - он и нравится в первую очередь именно этим "гротескным отражением" качеств, которые, увы, в той или иной степени свойственны каждому человеку. "А чтобы Ринсвинда увидеть, мне вообще достаточно к зеркалу подойти". (с) С харизмой иного рода у данного персонажа большой напряг. :)

Опасность же, имхо, в том, что он подталкивает к некоторому... самоуспокоению. Мол, если уж такой, как он, смог (в решающий момент сделать то, что нужно), то уж я и подавно... А это, имхо, "не следует".

Во-первых, потому что Плоский Мир. Управляемый нарративиумом, где вещи происходят, потому что люди считают, что "так правильно". В котором один шанс из миллиона сбывается в девяти случаях из десяти.

И в котором "reluctant hero" и "frustrated coward" ("герой поневоле" и "нереализующийся трус" - тот, кто хотел бы быть трусом, да не дают!) Ринсвинд волей судьбы (в самых разных обличьях) оказывается в ситуациях, где требуется выбор - и в которые, будь его воля, он никогда бы не попал.

'They are, you might say, "brave at a pinch". You have to put these Hobbits in a tight place before you find out what is in them.'
'The test cannot be made,' Thorin answered. 'As far as I have observed, they do all that they can to avoid tight places.'

В нашем мире, боюсь, в ситуацию, где выбор более или менее нравственно очевиден и... неотвратим, никто пинками загонять не будет.

Это раз. А два - уже не о мире, а о самом Ринсвинде. Дело в том, что мы практически "не видим" его в минуты, когда он действует (думает, чувствует) вопреки своей философии. Не видим изнутри, то есть. Мотивы и чувства, "идущие в русле", описываются и разъясняются достаточно подробно (самим Ринсвиндом или рассказчиком), а вот когда он другой... И если эпизоды с лягушкой, лошадью и овцами ещё можно списать на то, что Ринсвинд, как нам любезно сообщили в первой "Науке Плоского Мира", "добрый по натуре человек", то случаи, когда другие побуждения идут наперекор, скажем, инстинкту самосохранения, требуют более глубокого объяснения — в то время как оно зачастую отсутствует вовсе.

Отсюда иногда возникает иллюзия, что Ринсвинд "действует неосознанно" и "у него нет выбора". Ничего подобного, разумеется. Что он всё про свою жизнь прекрасно понимает, видно хотя бы по той сцене из "Последнего героя", где он приходит записываться "противовольцем". Что же до выбора... в тех же "Интересных временах" Ринсвинд думает (перед тем, как отправиться на подрыв морального духа противника), что иногда приходится сражаться просто потому, что бежать некуда. Но разве не он сам вскоре побежит от Народной Армии? Значит, бежать всё же было куда? Так зачем же он (в меру своих сил) пытался помочь им — не выдержав только при осознании, что они ждут от него помощи, на которую он не способен? И зачем, в конце концов, он оказал её, когда получил такую возможность? Объяснение отсутствует.

Или, например, почему ноги Ринсвинда понесли его на Башню Искусств за Двацветком? И зачем он вытаскивал его на себе из владений Смерти? Такие случаи в большинстве своём либо просто подаются как факт, либо объясняются "как бы извне" — апелляцией к "ногам, которые сами приняли решение", к "голосу в голове" или таинственным "лучшим чувствам". Наиболее явно оно выражается в "Посохе и шляпе", где "нечто" открыто называется по имени: "Совесть взяла верх"...

Вопрос, откуда у труса и эгоиста по натуре, воспитанию и убеждениям могла взяться совесть, способная взять верх в подобной ситуации, даже не задается. Это как бы... считается вполне естественным.

И вот поэтому я считаю образ Ринсвинда почти такой же откровенной лестью человечеству, как те (иронические!) слова Гамлета, с которыми Ринсвинд согласился всерьёз. Но, боюсь, что в реальной жизни всё устроено несколько по-другому.
30.10.2009 в 20:54

Железобетонный канонист
Опасность же, имхо, в том, что он подталкивает к некоторому... самоуспокоению. Мол, если уж такой, как он, смог (в решающий момент сделать то, что нужно), то уж я и подавно... А это, имхо, "не следует".

Очень верно подмечено.

Во-первых, потому что Плоский Мир. Управляемый нарративиумом, где вещи происходят, потому что люди считают, что "так правильно". В котором один шанс из миллиона сбывается в девяти случаях из десяти.

Что вообще свойственно "развлекательной" литературе.

И вот поэтому я считаю образ Ринсвинда почти такой же откровенной лестью человечеству, как те (иронические!) слова Гамлета, с которыми Ринсвинд согласился всерьёз. Но, боюсь, что в реальной жизни всё устроено несколько по-другому.

Образ Ринсвинда как лесть для человечества! (в удивлении) Уверена, что 99% читателей этого не понимают, а ведь замечено опять-таки очень верно. Определенно, в тебе умер литературовед (а жаль!)

А откуда берутся эти чувства... И правда, непонятно. Но ведь берутся же, черт возьми! В том числе, в реальной жизни. Все-таки воспитание?
03.11.2009 в 22:56

julia_monday

Определенно, в тебе умер литературовед

Ну да, ну да. Тогда откуда же взялось то, что мы все здесь с таким удовольствием читаем? ;)
03.11.2009 в 23:10

Железобетонный канонист
Ну да, ну да. Тогда откуда же взялось то, что мы все здесь с таким удовольствием читаем?

Я имею в виду не хобби, а работу литературоведом :)
03.11.2009 в 23:36

А работу завсегда сменить можно. :)