Вам нравится моя откровенность?
среда, 25 июля 2007
Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
Комментарии
А то путают божий дар с яичницей.
Насчитала единичные экземпляры книг начиная с 91-го года, в которых никого не пытают. Какие - уже не помню.
Вот-вот, все утыкается в то, как этот самый "катарсис" понимать.
Я сам не люблю книги с высокохудожественными описаниями пыток и тому подобного. Но, с другой стороны, того же Тарковского обвиняли в "эстетизации жестокости" после выхода "Андрея Рублева"... Поэтому я обычно все-таки удерживаюсь от того, чтобы свалить всю вину на книжку. Например, "Опоздавшую молодежь" Киндзабуро Оэ я читал наполовину "через силу" - но при этом четко осознавал, что это мое эстетское восприятие возмущается, и автор наверняка именно на этот эффект и рассчитывал, а стало быть ему это зачем-то было надо, чего-то он хотел добиться этим от меня, читателя... Особого катарсиса я там не нашел, правда, но японская литература все-таки очень трудна для восприятия, и культурные различия очень сильно мешают...
Имхо - описание жестокости и грязи ради них же самих в нормальной литературе недопустимо. Однако правила здесь, как в любом творческом деле, создаются для того, чтобы их нарушать. Но - не по прихоти своей, а когда ты четко и твердо знаешь, что ты делаешь и зачем.
P.S.: А хорошо все-таки Олди пишут, уважаю. =) И как они умудряются быть столь популярны при подобной привычке говорить неприятные вещи в лицо людям?
Миранда Элга
Сам факт упоминания (и даже описания) пыток в книге - еще не показатель, извините. Вот, скажем, у Раткевич таковое встречается - и ничего, это не мешает ее книгам оставаться светлыми, и с катарсисом там все в порядке. Ибо дело-то не в том, что автор описывает, а в том - как он это делает.
Тупой садизм в виде стиля меня не устраивает. Равно как жестокость в виде нормы жизни.
Тем более Раткевич ничего хуже поверхностных описаний не выдает. Получается такая "молодая гвардия", которая все равно победит.
"Как писать" и "стиль" - это почти синонимы, разве нет. =)
Раткевич порой тоже "выдает" достаточно. Один "Слушай, флейтист!" чего стоит. Конечно, длинных многостраничных живописаний пыток у нее нет, ну так они и вообще мало где, кроме весьма специфических жанров, встречаются. Равно как и "тупой садизм в виде стиля".
Я не понимаю, почему в кучу книг кладут как приправу все это, да еще и говорят, что так надо.
"Как-то у вас все эфемерно.. Крофищи бы..."
А то, что людям это, вообще-то, читать неприятно, никто и не подумал...
Ну да, не хочешь, не читай.
Но тут уже не хочешь, а прочитаешь, ибо везде...
же не хочешь, а прочитаешь, ибо везде...
Не везде. Может, я не то читаю? =) Да, весьма печально, что кругом столько чернухи, но ее вполне можно обходить. А в некоторых случаях приходится терпеть, но только когда вещь действительно того стоит (бывает и такое).
почему в кучу книг кладут как приправу все это, да еще и говорят, что так надо.
См. статью Олди: потому что многим все прочее попросту непонятно, им бы махаловку посмачнее, чтоб кровищща ручьями... А поскольку большинство нынешних писателей откровенно удовлетворяют спрос, то и появляются соответствующие книжки. И никому нет дела, что интеллигентным барышням неприятно - видимо, полагают, что они и в руки-то подобное чтиво не возьмут. Зато большинству потенцальных покупателей будет понятно и приятно.
Честно говоря, чихала бы я на оное большинство, если бы оно мне в уши не жужжало... Но жужжит и жужжать будет. Не любишь?
А мы тебе под нос.
И добро б мы, интеллигентные барышни, исключением были.
Весь этот разговор, как и многие другие, напоминает мне один фантастический рассказ, где маленький чаплинского вида человечек разбил громкоговоритель. Его, человечка, поместили в психушку.
- А вы что, собственно, аппарат-то разбиваете? Устраивали бы марши протеста, писали бы петиции...
- Так не поможет.
- Ну и сидите себе в психушке... Плохо тут, что ли...
Меньшинство должно сидеть в психушке и не выпендриваться, видимо...
Как бы ни хотелось изменить все общество к лучшему вот прямо сейчас - не выйдет. Ни у кого и никогда. Маятник все равно качнется обратно, как только его отпустят. Так что чем громить громкоговорители, устраивать марши протеста, и попадать в итоге в тюрьмы и психушки, лучше тихо заниматься своим делом. Капля, как известно, и камень точит. Впрочем, люди никогда не хотят ждать, им вечно подавай все и сразу...
Если вы меня правильно поняли, этому персонажу рекомендовали. Настоятельно. В психушке... Устраивать марши протеста.
Если бы я выполняла данный совет, я бы была пациентом.
Я там, как видите, не сижу.
Глухим, слепым и немым человеком не являюсь.
Зрячего, слышащего и умеющего говорить человека обычно раздражает или не устраивает то, что ему суют под нос любители ерунды.
Так с чего вы думаете, что я не занимаюсь своим делом, а бестолково кидаюсь камнями в громкоговорители?
У меня просто кончается терпение, и поэтому я считаю нормальным человека, который все же чем-то во что-то кинет. Не в кого-то, заметьте...
Правда, тихо этим делом заниматься в принципе не выйдет). Так что чем все законцится - пока непонятно. Но явно не психушкой.
Я время от времени любопытствую, конечно, что там за сверхбестселлеры такие, но меня они чаще смешат, нежели раздражают. Тот же Дэн Браун, например, безумно смешон в своих жалких потугах сказать стра-ашную гадость в адрес церкви - с его-то "философией" на уровне размышлений десятиклассника и совершенно картонными персонажами. Смешны эзотерики-фэншуйщики и их пафосные книжечки об "энергии денег" и прочей ерундистике. Разве не так? Чем раздражаться на них, лучше посмейтесь. Кстати, для них самих осмеяние - страшнее всего остального вместе взятого, они ведь так серьезно к себе относятся...
Я не говорил, что именно вы "кидаетесь камнями" - я просто напомнил, что люди часто пытаются решить проблем методом грубой силы, чтобы получить все и сразу, и что из этого мало что выходит.
По-моему вы чересчур серьезны, леди.
Вот-вот, все утыкается в то, как этот самый "катарсис" понимать.
Насколько я понимаю, это слово переводится с греческого как "очищение"... и как омерзение может вызывать очищение, не понимаю.
Трагедия "нравственного падения" - наверное, да... как в том духовном упражнении, которое использовал отец Браун. Самому стать убийцей и "раскаяться впрок"... но для того, чтобы настолько сделать опыт литературного персонажа частью своего, имхо, нужно очень постараться. Проделать подобное во время чтения я точно не способна - я могу сопереживать персонажу и самоидентифицироваться с ним, но всё-таки он - не я! И потом... хорошо, если герой сам раскаивается в конце... а если нет? Ну хорошо, я "раскаялась за него" и испытала катарсис, но он-то как был подлецом, так и остался? Тут сочувствие и жалость к герою (если они есть) как бы встают на пути катарсиса...
А смерть невинных - скажем, крошки Нелл или малютки Тима? Они тоже должны вызывать катарсис? У меня не вызывают...
А (возвращаясь к началу), скажем, концовка манги "Death Note"?
И как они умудряются быть столь популярны при подобной привычке говорить неприятные вещи в лицо людям?
А толку-то с этого "резания правды-матки"? Ну, сделала я из процитированного выше отрывка вывод, что я - тупое и духовно неразвитое быдло, неспособное "через трагедию прийти к катарсису", и что дальше? Сейчас побегу Зюскинда с Сорокиным читать и "расти над собой", лишь бы в компанию презираемых Олди не попасть? А вот не дождутся! Мне собственное пищеварение дороже. Пойду лучше Конана-варвара перечитывать...
Что же до популярности - я вот тоже хотела Олди почитать... "а теперь ещё подумаю". Вдруг да и там что-то такое, настолько "духовно возвышенное", что мне пищеварение испортит? Ну, или просто что-то недоступное пониманию тупого быдла... где уж нам уж, "со свиным рылом"...
И чем это не эмоциональное включение, о котором писали Олди? Которые, кстати, никого и никогда не пытались заставить "читать и расти над собой". Хотите читать Конана-варвара - ну и что? Читайте. Ни один Олдь в мире вас не упрекнёт. У них других дел хватает.