Вам нравится моя откровенность?
Внимание!
среда, 25 сентября 2024
Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
20 сентября вышли две последние серии, всего их 8 (примерно по 40 минут каждая).
Его позиционировали как комедию и семейный сериал в классическом стиле, но что-то я сомневаюсь и в том, и в другом. И нет, дело не в сценах сексаформально-супружеской-измены-но-на-самом-деле-нет, хотя, надо признать, лобовая мораль «Порок — это отказ от добродетели» в драматической финальной сцене несколько застала меня врасплох.
Что до комедии... вот в делоновском Зорро практически фарсовые сцены параллелятся с мелодрамой, а в диснеевском, как писали создатели, экранное время сбалансированно делится между серьёзным повествованием, юмором и экшном — но на самом-то деле он весь пронизан лёгкой иронией и самоиронией.
И я, например, очень любя советский сериал про Шерлока Холмса (за исключением последнего фильма), терпеть не могу "Приключения принца Флоризеля". Потому что, в моём представлении, туда, где самое главное, ирония и тем паче стёб заходить не должны.
И, говоря о зорросериале, читать дальшеесли обстёбывание фанатства как культурного явления мне норм, образ сержанта Гарсии, пародийный и гротескный, — тоже, то линия дона Алехандро... отказать. Категорически.
Кстати, дело происходит в 1821 году, но Лос-Анхелес ещё принадлежит Испании. И это читать дальшене баг, а фича.
Впечатления в режиме трансляции1. Посмотрела первую серию и сижу, обливаю слезами смеха изломанные стебли потоптанных эдельвейсов, иначе не скажешь. Но да, в половине случаев не ржать было невозможно, а добиться от меня подобной реакции не так-то просто. Особенно на фоне... прочего.
Если в целом, часть с Зорро мне понравилась куда больше части с Диего. По более чем одной причине. *не удержалась* И фишка с сержантом Гарсией прекрасна, да-а-а.
Посмотрела вторую серию. Умилилась Диего, косплеющему монсеньора Бьенвеню из ещё ненаписанных "Отверженных". )))
Посмотрела третью серию. Поржала над Гарсией-профайлером. Впала в уныние от сознания, насколько попытки персонажей разрешить внутренний конфликт... механистичны, подчинены внешним влияниям, пропитаны ложью (другим и себе) и ничего не меняют. Поймала себя на ощущении, что не испытываю сочувствия вообще ни к кому. "О, этот проклятый конформистский мир!" (с)
И да, диалог героини с Зорро:
— Уходите!
— Как же я уйду, вы меня за руку держите.
уже был в аудиопостановке с Килмером.
2. Посмотрела 6 серий из 8.
Более пространные впечатления со спойлерамиПрежде всего, линия с отцом Диего как была для меня идейно и эмоционально неприемлема, так и осталась. И образом дона Алехандро, и вообще всей фабульной предпосылкой. Но не могу не признать, что в пятой и шестой сериях эта линия "пошла вверх" в эмоциональном плане. И там, где прежде хотелось скрежетать зубами, в пятой серии, в разговоре дона Алехандро и Зорро, ощущаешь сумрачное удовлетворение (и затаённый гнев дона Диего, конечно):
А.: Где Диего? Что вы сделали с моим сыном? Вы его убили?
З.: И что? Вы его не любили. Он ведь был бесхребетным. Никчёмным. Уже забыли?
А.: Я не позволю так говорить о моём сыне.
З.: А, да. Вы один имеете право так говорить.
А.: Будь у меня тело, я бы вас ударил.
З. (усмехнувшись) : Какая досада.
А. (вглядываясь в него): Диего?
З. (перестав улыбаться): Нет больше Диего. (Уходит.)
А в шестой, да, конфликт разрешается, и мы узнаём, что тридцать (не двадцать!) лет назад Зорро, похоже, пришлось сражаться с алькальдом, чтобы защитить город, и Диего жалеет об этом, но "положение было невыносимым". И прям хочется подробностей. Ну, и объяснение появлению дона Алехандро, данное в самом начале, видимо, всё-таки... не вся правда. Или по крайней мере у зрителя есть возможность выбрать себе объяснение. И, разумеется, это всё перекликается с психологическим профилем Зорро, выведенным сержантом Гарсией, ("Он жил в тени отца-тирана и вырос озлобленным" и пр.) и, разумеется, Диеговское "Замечательная речь, сержант. Пусть в ней нет ни слова правды"... ну-у-у... немного слишком очевидный denial.
Традиционное соперничество между доном Диего и Зорро за сердце героини получает новое развитие, которое, в общем, легко угадывается по трейлеру. Да, Габриэлла изменяет мужу с Зорро, и на следующее утро дон Диего в монологе, обращённом к Бернардо, мешает восхищение подаренной ночью страсти с восклицаниями "Как она могла меня предать?!"
Рассказать жене правду отказывается, потому что "пусть выберет сама". И нет, даже 17 лет раздельных спален не заставят меня поверить, что жена могла не узнать мужа в постели из-за надетой маски. Для полноты фантасмагории она (с подачи сержанта Гарсии) на какое-то время решает, что Зорро — Бернардо, когда, помимо всего прочего, у них совершенно разные комплекции! Но в целом очень доходчивая иллюстрация на тему "Целоваться с человеком под маской ещё туда-сюда, но перед сексом надо знакомиться".
Окружающее персонажей общество в некоторых аспектах подчёркнуто... ригидно, что на фоне анахронизма определённых идей и реалий смотрится особенно жёстко. То ись да, дон Диего объясняет злодею (дону Эммануэлю), что индейцы не индейцы, а автохтоны ("потому что Колумб открыл Америку, а не Индию"), и тот неохотно соглашается, а в следующей серии Габриэллу в бедняцком платье останавливают солдаты и сверяются с иллюстрированной схемой, где представлены разные касты, по цвету кожи устанавливая её статус, — и "Какой кошмар" Габриэллы звучит вполне уместно, и этот кошмар происходит в городке, алькальдом которого является дон Диего (а до этого 48 лет был его отец), и как же, ёлки-мэллорны, вы это допустили, сеньоры де ла Вега?! Даже не конкретно это (распоряжение дона Эммануэля, понятно), просто возможность этого?
А самый-самый кошмар в этом плане, разумеется, сцена, в которой Габриэлла демонстрирует усыновленного мальчишку-автохтона (в соответствующей их кругу одежде, "Я подданный испанского короля" и всё такое) дамам из общества (в первой серии изящно шеймивших её за бездетность), а те реагируют на него как на говорящую обезьянку. И... ну, это достаточно реалистично по сути (немного утрированно по форме, но это ж комедия?), и с этой сворой самодовольных дур-расисток всё ясно... но как в этой сцене выглядит Габриэлла? Стоящая растерянным столбом, а когда Накай опрокидывает стол и убегает из гостиной, беспомощно блеющая "Диего"? Или сам дон Диего, который всю эту сцену ведёт увлечённую беседу, не замечая, что происходит вокруг?
И ведь ни Габриэлла, ни Диего не конформисты и не трусы... и создаётся впечатление, что им просто не нужен Накай сам по себе. Габриэлле хотелось похвастаться сыном перед "обществом", дон Диего уступил её желанию. "Для тебя что угодно, дорогая".
И если вспомнить сцену, где Накай верхом, при полном параде, объявляет солдатам: "Я Мигель де ла Вега, а этих людей впервые вижу" (показывая на своих родителей)... такой расклад начинает казаться гармоничным. В том плане, что всем троим просто нужна была некая "личная выгода", и они этим усыновлением её получили.
Ведь даже после сцены в гостиной Накай сожалеет лишь о том, что "никогда не станет испанцем", а Габриэлла как-то вяло уверяет, что ему это не надо и "всегда оставайся собой" — но от этого не меняется вообще ничего, ни тогда, ни потом! Да и как Накай может остаться "тем, кто ест собачьи шкуры", когда он демонстративно отрёкся от всей своей прошлой жизни? Да, его кровные родители не ангелы, и отец Накая явно рассчитывал поживиться за счёт богача-сынка, но неужели нельзя было решить дело как-то иначе? И разве разрешение этой ситуации не было обязанностью усыновителей Накая, в первую очередь Габриэллы?
А перед этой пустопорожней декларацией Габриэлла прямо в лицо Накаю заявляет, что она "пыталась спасти свой разваливающийся брак". Ну как бэ. Диего "Для тебя что угодно" хоть не при Накае говорил. Ты уверена, что твоему приемному сыну непременно надо это знать? Но и Накаю всё как будто норм, "социальный лифт" получен, это главное.
Так что когда место богатого дона Диего (на асиенде и в жизни Габриэллы) занимает "бродяга" Зорро, вполне ожидаемо, что такая замена Накаю не нравится. Хотя интересно, что здесь несколько раз встречается обращение "дон Зорро", чего мне ещё ни в одном зорроканоне не попадалось. И даже якобы письмо Габриэллы, переданное Накаем дону Диего, выглядит не так уж умилительно. Зорро "злой и жестокий", да? А ведь это он спас тебя из тюрьмы. Но дон Диего статусней.
*вздохнув* На самом деле всё, конечно, не так мрачно-однозначно, как выглядит в этой интерпретации. И в "Я же тебе всё это подарил, оно твоё" дона Диего есть какая-то прямолинейная чистосердечность, как и в вопросе Накая "Можно я буду жить у вас?" Спонтанность, которой так мало в жизни Диего-Зорро.
А ещё мы видим, как дёргает Накая, когда солдат бьёт его отца, оттаскивая от "Мигеля де ла Веги". И да, при этом он ничего не делает, не заступается за родителей и братьев с сёстрами, не передумывает потом, не извиняется... не, не, не.
И Габриэлла хочет рассказать мужу, что изменила ему с Зорро, но не может решиться, и сцена с "Что это был за шум?" ужасна в своей растянутости и настойчивости, с которой Диего старается добиться от жены правды, которую прекрасно знает, — сам при этом начисто отвергая мысль сказать жене правду, тогда и позже.
Кстати, показательна и примечательна реакция общества: ушедшую от мужа Габриэллу явно осуждают, вплоть до отказа "простой женщины" взять её на работу в лавке и предложения заняться "древнейшей профессией". В том числе потому что "Так женщины будут делать что хотят". Но когда история её измены становится частью зрелища, зоррошоу, отношение резко меняется, и Габриэлла делается звездой, как и Зорро.
И вот это всё рождает у меня одно общее ощущение: сознание, что практически все вокруг... не понимают, что делают. Не ведают, что творят. Плывут по течению, не решаясь пойти против, декларируют одно, а поступают по-другому, лгут самим себе и другим... в какой-то момент мне даже стал симпатичен дон Эммануэль, по контрасту: мол, хоть тот знает, чего хочет, и добивается своего. Но в шестой серии из него поперла такая психопатология, что стало ясно: нет, и этот туда же.
Или сержант Гарсия, стреляющий в спокойно стоящего Зорро, просто потому, что может (и потому, что всю жизнь охотился за Зорро), а потом произносящий над его гробом прочувствованную речь про котят и целующий хладное тело (по-моему, не в лоб).
Ну и зачем стрелял?!
Но яснее и четче всего это непонимание видно в Диего-Зорро. Который становится заложником не им созданных обстоятельств, который бессилен как Диего и даже в роли Зорро вынужден подчиняться общему ходу вещей. Который сначала не хочет возвращать Зорро, потом отдаёт ему жену, приемного сына и дом, а совсем потом решает умереть как Зорро, чтобы Диего мог жить, — и при этом обманом использует любовь к Зорро (людей вообще и конкретно Габриэллы) "на благо" дона Диего, и это такой... "очевидно неправильный" в своей лживой лёгкости ход... и безумно жестокий. Даже не знаешь, что в нём хуже: сцена, где дон Диего описывает Габриэлле (не желающей верить в смерть Зорро) его обезображенный труп или когда "призрак Зорро" завещает Габриэлле любить дона Диего. И при том, что на мой вкус, вокруг инсценировки смерти Зорро слишком много чёрного юмора, его физические страдания в процессе доставляют некоторое моральное удовлетворение. А упорство, с каким Габриэлла и Накай выкрадывают у злодея "труп" Зорро, вызывает сочувствие и уважение, в кои-то веки персонажи знают, что нужно делать, и делают именно это. Даже если это знание исходит из (чужой) лжи.
И, пожалуй, единственный "момент истины" у Диего приходится на реакцию Зорро по поводу предложенной ему работы актёра. Момент осознанности, когда он чётко понимает, что именно ему предлагают и чем за это придётся заплатить. "Мне придётся каждую минуту предавать себя" и "Я боюсь, что мне может понравиться".
И Guess what? Он принял предложение и ему понравилось, да. Что толку от момента осознания разверзшейся перед тобой пропасти, если ты всё равно в неё шагнул? И то, во что превращается Зорро после этого, в некотором роде штамп (не в зорроканонах, так в американских мультсериалах, например): герой, почивающий на лаврах, предающийся самолюбованию и перестающий быть героем. И, увы, эта трансформация не вызывает никакого удивления, потому что этот эгоизм, самовлюблённость и душевная глухота были в Диего и раньше, только прежде их хоть как-то сдерживали должность алькальда и роль Зорро (соответствующие им обязанности), а теперь на свободе они расцвели пышным цветом.
3. Посмотрела 7 и 8-ю серии. Ну что я могу сказать?
Прежде всего: на них действие становится... не то чтобы более серьёзным per se, оно... в нём чётко определяются конфликты, задаются вопросы, расставляются акценты. И герои начинают действовать проактивней, и именно там происходят эпизоды (два? или больше?), в которых ты (=я) ясно чувствуешь: да, это правильно, это должно было случиться, именно так, а не иначе.
В целом все конфликты разрешаются... на мой взгляд, удовлетворительно. По, так сказать, финальному раскладу. Но должна признаться, я редко испытывала такое... печальное чувство по поводу арки одного из персонажей. Вроде как главного.
Более подробноЛиния отношений Накая с его семьёй разрешилась довольно причудливым и непредвиденным для меня путём, но разрешилась, и это главное.
Есть ли в сериале положительные герои? Да. Но увы, в моём восприятии дон Диего к ним не относится. И к отрицательным тоже. У меня вообще нет слов для определения этого.
Сразу после просмотра я написала об этом в обсуждении вот что:
Немного изменённая цитата из обсуждения номер разВ какой-то момент (7-й серии) мне показалось, что это история о морально павшем герое, потом — что это история падения и нравственного воскрешения дона Диего. Но нет, оглядываясь назад, я думаю, что Диего некуда было падать и некуда подниматься. И проблема там не в том, что "Диего был честным, но трусливым. Зорро смелым, но лживым". Лгали оба, и оба нравственно трусили, и оба были жестоки и эгоистичны, и оба совершенно забыли, зачем нужен Зорро и для чего он появился на свет.
В моем восприятии, когда Зорро предал себя, пойдя работать актёром в шоу дона Эммануэля (со всем к этому прилагающимся), и когда Диего согласился, чтоб дон Эммануэль руководил работами по постройке дворца — это были point of no return. Смягчая формулировку: чтобы вылезти из такой ямы, нужно что-то большее, чем то, что делает Диего в конце. И вообще я сомневаюсь, что человек, способный в неё упасть, когда-то мог быть героем-защитником справедливости. Тридцать лет назад, может быть. Может быть, эти годы работы на отца убили в нём всё живое, оставив оболочку для мимикрии.
Показательно, что он идёт по стопам дона Алехандро, подписывая долговую расписку дону Эммануэлю. А потом, как тридцать лет назад его отцу, алькальду предстоит сразиться с Зорро. И, как его отец, он не слишком сопротивляется... в конце концов.
И в эпизоде, где дон Диего обращается к изнемогающим на строительстве дворца рабочим, используя имя Зорро "в своих интересах"... практически говоря от имени Зорро в то время, когда делает то же, что раньше дон Эммануэль... мне прям хотелось, чтоб появился Зорро и отходил его кнутом. Ну должны же быть какие-то пределы бесстыдству. Ан нет, нету.
Вообще единственная сцена, в которой дон Диего сколько-нибудь мне напомнил "классический образ" — самая первая, когда он, в роли противника насилия, пытается остановить разбойников и отнимает у них шпаги. Всё, что он делает потом, как Диего и как Зорро... он плывёт по течению, подчиняясь обстоятельствам, от начала до конца. А по собственной инициативе устраивает штуки вроде соблазнения Габриэллы и инсценировки смерти Зорро.
и
Немного изменённая цитата номер дваВсё-таки в классический традиции Зорро полу-паладин, полу-трикстер. Ложь для него — такое же оружие, как хитрость, ловкость, кнут и шпага. Но поскольку он герой, на их использование наложены определённые ограничения. (Весьма, кстати, зависящие от времени воплощения персонажа.) И Диего МакКалли пару раз выказывает убеждение, что лгать нехорошо, а в конце "Знака Зорро" оправдывается, ссылаясь на ТочнуюФормулировку: "Я и не видел Зорро, там не было зеркал!"
Собственно, именно потому, что Зорро приходится пускать в ход силу, и оружие, и ложь, ему так нужно быть честным с самим собой и справедливым с другими.
А Диего-Зорро Дюжардена... он лжёт там, где лгать нельзя, и в том, в чём нельзя. И делает это не "во благо". Более того, он, похоже, вообще не руководствуется благими убеждениями. Судя по тому, куда приходит под конец. И если во время постройки дворца он действительно считает себя "хорошим парнем"/"положительным героем", на чьей стороне был бы Зорро... значит, себе он лжёт больше всех остальных. За свою ложь Габриэлле он просит прощения у неё, а как насчёт предательства себя, Зорро и всех людей ЛА, которые верили в своего алькальда?
И при том, что развязка романтической линии (как именно произошло раскрытие тайны обоих Зорро и пр.) меня в общем удовлетворила, я не могу не задаваться вопросом: если Габриэлла любила Диего за справедливость, а Зорро — за смелость, то что она любит в своём муже сейчас? То есть на площади он, конечно, проявил справедливость и смелость, но ведь только потому, что узнал в Зорро Габриэллу. И что потом? Полчаса назад он приветствовал вице-короля, покорно выслушивая рассуждения про "Впереди ещё много казней", а теперь кричит: "Да здравствует революция!" И это Зорро, пусть даже бывший? Это алькальд ЛА? Это герой повествования? Это вообще человек?
И если говорить о развязке романтической линии... она удовлетворила меня в том плане, как и в каком контексте происходит. Что Габриэлла получает возможность выразить свой гнев и не только словами, что обоюдное открытие правды параллелится с защитой правого дела, что случившееся не заметается под ковёр...
— Я повел себя как негодяй. Я лишь хотел вернуть твою любовь. Прости меня! Прости! Прости!
— Я любила тебя, Диего! Тебя! За то, какой ты справедливый. И даже твою неуклюжесть я любила!
— А Зорро?
— Его я тоже любила. За его храбрость, его наглость, его легкость.
— Раз ты любила нас по отдельности, может, полюбишь и вместе?
Ну, и как бы да, это такое "традиционное решение" зорродилемм, освящённое десятилетиями... но у меня сходу возникает два комментария. Первый — о том, что этот вопрос надо было задавать гораздо, гораздо раньше. Если не до того, как Зорро соблазнил Габриэллу (хотя хорошо бы), то уж точно до того, как Зорро "умер". И Габриэлла справедливо отвечает: «Я так настрадалась из-за вас». И потом, когда Диего прерывающимся голосом спрашивает Бернардо, выживет ли тяжелораненая Габриэлла, это видится мне прямой "ответкой" от мироздания, типа "Теперь ты понимаешь, что чувствовала она, когда хоронила Зорро?"
А второй комментарий, он про другое. Про то, что Диего предал и себя, и Зорро. Про то, что перестал быть справедливым и храбрым, став таким же, как те, против кого когда-то боролся. "И что теперь в тебе любить?" То есть для Габриэллы, очевидно, вопрос так не стоит, но Диего мог бы и затронуть этот аспект — про то, что "вёл себя как негодяй" не только по отношению к Габриэлле.
И нет, интерпретация арки Диего в духе "Герой сходил на Тёмную Сторону, но Силой Любви вернулся на Светлую" меня не устраивает. Потому что... я ведь говорила, что происходящее в пятой серии с Зорро, "герой, почивший на лаврах", в некотором родештамп троп? И "герой, победивший дракона, сам становится драконом" тоже троп, да.
Но мне отчего-то вспоминается фраза из соответствующего мультика: «Ты стал драконом, потому что никогда не был человеком».
Как бы... не надо быть Зорро, чтоб не быть негодяем. Чтобы не тиранить свой город, не мучить людей ради политических соображений. При этом даже не понимая, что именно ты делаешь и о чём говорит появление другого Зорро.
Собственно, когда я смотрела на то, что творит дон Диего (с момента выдачи карт-бланша дону Эммануэлю), меня занимал один вопрос: как Диего сможет выбраться из этой ямы? Каким образом? И какой ценой? Сценаристы нашли способ, как сделать это достаточно убедительно на уровне событий, но в плане внутреннем... Диего вообще понял, что он делал? Не с Габриэллой, тут понял, да, — а с людьми, Зорро и самим собой? И если да, он пытался с этим пониманием хоть что-нибудь сделать? Там, отказаться от должности алькальда? У людей прощения попросить?
А если не понял, то ну-у... это не герой. Ни положительный, ни отрицательный, и никакой вообще.
Хотя, наверное, объяснение с Габриэллой даёт ключ и к этому, по аналогии.
"Я лишь хотел вернуть твою любовь", ага. И пофиг, какими средствами. И пофиг на страдания Габриэллы. И пофиг на то, что Зорро создавался не для устройства твоей личной жизни.
"Я хотел построить дворец для вице-короля и сделать ЛА культурным центром". И пофиг, какими средствами. И пофиг на страдания людей. И пофиг на то, что Зорро не одобрил бы.
Потому что "я хотел", Я-Я-Я и больше ничего.
Что тут можно сказать? Те, кто считает, что диснеевский Диего ничем не отличается от Монастарио: вот, полюбуйтесь на дона Диего, который в самом деле так же эгоистичен, как антагонисты Зорро. И который, преследуя Зорро-"самозванца", (не)здравостью своего поведения мне порой Монастарио напоминал.
*вздохнув* Прямо и не знаю, что мне с этой картинкой теперь делать...
Его позиционировали как комедию и семейный сериал в классическом стиле, но что-то я сомневаюсь и в том, и в другом. И нет, дело не в сценах сексаформально-супружеской-измены-но-на-самом-деле-нет, хотя, надо признать, лобовая мораль «Порок — это отказ от добродетели» в драматической финальной сцене несколько застала меня врасплох.
Что до комедии... вот в делоновском Зорро практически фарсовые сцены параллелятся с мелодрамой, а в диснеевском, как писали создатели, экранное время сбалансированно делится между серьёзным повествованием, юмором и экшном — но на самом-то деле он весь пронизан лёгкой иронией и самоиронией.
И я, например, очень любя советский сериал про Шерлока Холмса (за исключением последнего фильма), терпеть не могу "Приключения принца Флоризеля". Потому что, в моём представлении, туда, где самое главное, ирония и тем паче стёб заходить не должны.
И, говоря о зорросериале, читать дальшеесли обстёбывание фанатства как культурного явления мне норм, образ сержанта Гарсии, пародийный и гротескный, — тоже, то линия дона Алехандро... отказать. Категорически.
Кстати, дело происходит в 1821 году, но Лос-Анхелес ещё принадлежит Испании. И это читать дальшене баг, а фича.
Впечатления в режиме трансляции1. Посмотрела первую серию и сижу, обливаю слезами смеха изломанные стебли потоптанных эдельвейсов, иначе не скажешь. Но да, в половине случаев не ржать было невозможно, а добиться от меня подобной реакции не так-то просто. Особенно на фоне... прочего.
Если в целом, часть с Зорро мне понравилась куда больше части с Диего. По более чем одной причине. *не удержалась* И фишка с сержантом Гарсией прекрасна, да-а-а.

Посмотрела вторую серию. Умилилась Диего, косплеющему монсеньора Бьенвеню из ещё ненаписанных "Отверженных". )))
Посмотрела третью серию. Поржала над Гарсией-профайлером. Впала в уныние от сознания, насколько попытки персонажей разрешить внутренний конфликт... механистичны, подчинены внешним влияниям, пропитаны ложью (другим и себе) и ничего не меняют. Поймала себя на ощущении, что не испытываю сочувствия вообще ни к кому. "О, этот проклятый конформистский мир!" (с)
И да, диалог героини с Зорро:
— Уходите!
— Как же я уйду, вы меня за руку держите.
уже был в аудиопостановке с Килмером.
2. Посмотрела 6 серий из 8.
Более пространные впечатления со спойлерамиПрежде всего, линия с отцом Диего как была для меня идейно и эмоционально неприемлема, так и осталась. И образом дона Алехандро, и вообще всей фабульной предпосылкой. Но не могу не признать, что в пятой и шестой сериях эта линия "пошла вверх" в эмоциональном плане. И там, где прежде хотелось скрежетать зубами, в пятой серии, в разговоре дона Алехандро и Зорро, ощущаешь сумрачное удовлетворение (и затаённый гнев дона Диего, конечно):
А.: Где Диего? Что вы сделали с моим сыном? Вы его убили?
З.: И что? Вы его не любили. Он ведь был бесхребетным. Никчёмным. Уже забыли?
А.: Я не позволю так говорить о моём сыне.
З.: А, да. Вы один имеете право так говорить.
А.: Будь у меня тело, я бы вас ударил.
З. (усмехнувшись) : Какая досада.
А. (вглядываясь в него): Диего?
З. (перестав улыбаться): Нет больше Диего. (Уходит.)
А в шестой, да, конфликт разрешается, и мы узнаём, что тридцать (не двадцать!) лет назад Зорро, похоже, пришлось сражаться с алькальдом, чтобы защитить город, и Диего жалеет об этом, но "положение было невыносимым". И прям хочется подробностей. Ну, и объяснение появлению дона Алехандро, данное в самом начале, видимо, всё-таки... не вся правда. Или по крайней мере у зрителя есть возможность выбрать себе объяснение. И, разумеется, это всё перекликается с психологическим профилем Зорро, выведенным сержантом Гарсией, ("Он жил в тени отца-тирана и вырос озлобленным" и пр.) и, разумеется, Диеговское "Замечательная речь, сержант. Пусть в ней нет ни слова правды"... ну-у-у... немного слишком очевидный denial.
Традиционное соперничество между доном Диего и Зорро за сердце героини получает новое развитие, которое, в общем, легко угадывается по трейлеру. Да, Габриэлла изменяет мужу с Зорро, и на следующее утро дон Диего в монологе, обращённом к Бернардо, мешает восхищение подаренной ночью страсти с восклицаниями "Как она могла меня предать?!"

Окружающее персонажей общество в некоторых аспектах подчёркнуто... ригидно, что на фоне анахронизма определённых идей и реалий смотрится особенно жёстко. То ись да, дон Диего объясняет злодею (дону Эммануэлю), что индейцы не индейцы, а автохтоны ("потому что Колумб открыл Америку, а не Индию"), и тот неохотно соглашается, а в следующей серии Габриэллу в бедняцком платье останавливают солдаты и сверяются с иллюстрированной схемой, где представлены разные касты, по цвету кожи устанавливая её статус, — и "Какой кошмар" Габриэллы звучит вполне уместно, и этот кошмар происходит в городке, алькальдом которого является дон Диего (а до этого 48 лет был его отец), и как же, ёлки-мэллорны, вы это допустили, сеньоры де ла Вега?! Даже не конкретно это (распоряжение дона Эммануэля, понятно), просто возможность этого?
А самый-самый кошмар в этом плане, разумеется, сцена, в которой Габриэлла демонстрирует усыновленного мальчишку-автохтона (в соответствующей их кругу одежде, "Я подданный испанского короля" и всё такое) дамам из общества (в первой серии изящно шеймивших её за бездетность), а те реагируют на него как на говорящую обезьянку. И... ну, это достаточно реалистично по сути (немного утрированно по форме, но это ж комедия?), и с этой сворой самодовольных дур-расисток всё ясно... но как в этой сцене выглядит Габриэлла? Стоящая растерянным столбом, а когда Накай опрокидывает стол и убегает из гостиной, беспомощно блеющая "Диего"? Или сам дон Диего, который всю эту сцену ведёт увлечённую беседу, не замечая, что происходит вокруг?
И ведь ни Габриэлла, ни Диего не конформисты и не трусы... и создаётся впечатление, что им просто не нужен Накай сам по себе. Габриэлле хотелось похвастаться сыном перед "обществом", дон Диего уступил её желанию. "Для тебя что угодно, дорогая".
И если вспомнить сцену, где Накай верхом, при полном параде, объявляет солдатам: "Я Мигель де ла Вега, а этих людей впервые вижу" (показывая на своих родителей)... такой расклад начинает казаться гармоничным. В том плане, что всем троим просто нужна была некая "личная выгода", и они этим усыновлением её получили.
Ведь даже после сцены в гостиной Накай сожалеет лишь о том, что "никогда не станет испанцем", а Габриэлла как-то вяло уверяет, что ему это не надо и "всегда оставайся собой" — но от этого не меняется вообще ничего, ни тогда, ни потом! Да и как Накай может остаться "тем, кто ест собачьи шкуры", когда он демонстративно отрёкся от всей своей прошлой жизни? Да, его кровные родители не ангелы, и отец Накая явно рассчитывал поживиться за счёт богача-сынка, но неужели нельзя было решить дело как-то иначе? И разве разрешение этой ситуации не было обязанностью усыновителей Накая, в первую очередь Габриэллы?
А перед этой пустопорожней декларацией Габриэлла прямо в лицо Накаю заявляет, что она "пыталась спасти свой разваливающийся брак". Ну как бэ. Диего "Для тебя что угодно" хоть не при Накае говорил. Ты уверена, что твоему приемному сыну непременно надо это знать? Но и Накаю всё как будто норм, "социальный лифт" получен, это главное.
Так что когда место богатого дона Диего (на асиенде и в жизни Габриэллы) занимает "бродяга" Зорро, вполне ожидаемо, что такая замена Накаю не нравится. Хотя интересно, что здесь несколько раз встречается обращение "дон Зорро", чего мне ещё ни в одном зорроканоне не попадалось. И даже якобы письмо Габриэллы, переданное Накаем дону Диего, выглядит не так уж умилительно. Зорро "злой и жестокий", да? А ведь это он спас тебя из тюрьмы. Но дон Диего статусней.
*вздохнув* На самом деле всё, конечно, не так мрачно-однозначно, как выглядит в этой интерпретации. И в "Я же тебе всё это подарил, оно твоё" дона Диего есть какая-то прямолинейная чистосердечность, как и в вопросе Накая "Можно я буду жить у вас?" Спонтанность, которой так мало в жизни Диего-Зорро.
А ещё мы видим, как дёргает Накая, когда солдат бьёт его отца, оттаскивая от "Мигеля де ла Веги". И да, при этом он ничего не делает, не заступается за родителей и братьев с сёстрами, не передумывает потом, не извиняется... не, не, не.
И Габриэлла хочет рассказать мужу, что изменила ему с Зорро, но не может решиться, и сцена с "Что это был за шум?" ужасна в своей растянутости и настойчивости, с которой Диего старается добиться от жены правды, которую прекрасно знает, — сам при этом начисто отвергая мысль сказать жене правду, тогда и позже.
Кстати, показательна и примечательна реакция общества: ушедшую от мужа Габриэллу явно осуждают, вплоть до отказа "простой женщины" взять её на работу в лавке и предложения заняться "древнейшей профессией". В том числе потому что "Так женщины будут делать что хотят". Но когда история её измены становится частью зрелища, зоррошоу, отношение резко меняется, и Габриэлла делается звездой, как и Зорро.
И вот это всё рождает у меня одно общее ощущение: сознание, что практически все вокруг... не понимают, что делают. Не ведают, что творят. Плывут по течению, не решаясь пойти против, декларируют одно, а поступают по-другому, лгут самим себе и другим... в какой-то момент мне даже стал симпатичен дон Эммануэль, по контрасту: мол, хоть тот знает, чего хочет, и добивается своего. Но в шестой серии из него поперла такая психопатология, что стало ясно: нет, и этот туда же.
Или сержант Гарсия, стреляющий в спокойно стоящего Зорро, просто потому, что может (и потому, что всю жизнь охотился за Зорро), а потом произносящий над его гробом прочувствованную речь про котят и целующий хладное тело (по-моему, не в лоб).

Но яснее и четче всего это непонимание видно в Диего-Зорро. Который становится заложником не им созданных обстоятельств, который бессилен как Диего и даже в роли Зорро вынужден подчиняться общему ходу вещей. Который сначала не хочет возвращать Зорро, потом отдаёт ему жену, приемного сына и дом, а совсем потом решает умереть как Зорро, чтобы Диего мог жить, — и при этом обманом использует любовь к Зорро (людей вообще и конкретно Габриэллы) "на благо" дона Диего, и это такой... "очевидно неправильный" в своей лживой лёгкости ход... и безумно жестокий. Даже не знаешь, что в нём хуже: сцена, где дон Диего описывает Габриэлле (не желающей верить в смерть Зорро) его обезображенный труп или когда "призрак Зорро" завещает Габриэлле любить дона Диего. И при том, что на мой вкус, вокруг инсценировки смерти Зорро слишком много чёрного юмора, его физические страдания в процессе доставляют некоторое моральное удовлетворение. А упорство, с каким Габриэлла и Накай выкрадывают у злодея "труп" Зорро, вызывает сочувствие и уважение, в кои-то веки персонажи знают, что нужно делать, и делают именно это. Даже если это знание исходит из (чужой) лжи.
И, пожалуй, единственный "момент истины" у Диего приходится на реакцию Зорро по поводу предложенной ему работы актёра. Момент осознанности, когда он чётко понимает, что именно ему предлагают и чем за это придётся заплатить. "Мне придётся каждую минуту предавать себя" и "Я боюсь, что мне может понравиться".
И Guess what? Он принял предложение и ему понравилось, да. Что толку от момента осознания разверзшейся перед тобой пропасти, если ты всё равно в неё шагнул? И то, во что превращается Зорро после этого, в некотором роде штамп (не в зорроканонах, так в американских мультсериалах, например): герой, почивающий на лаврах, предающийся самолюбованию и перестающий быть героем. И, увы, эта трансформация не вызывает никакого удивления, потому что этот эгоизм, самовлюблённость и душевная глухота были в Диего и раньше, только прежде их хоть как-то сдерживали должность алькальда и роль Зорро (соответствующие им обязанности), а теперь на свободе они расцвели пышным цветом.
3. Посмотрела 7 и 8-ю серии. Ну что я могу сказать?
Прежде всего: на них действие становится... не то чтобы более серьёзным per se, оно... в нём чётко определяются конфликты, задаются вопросы, расставляются акценты. И герои начинают действовать проактивней, и именно там происходят эпизоды (два? или больше?), в которых ты (=я) ясно чувствуешь: да, это правильно, это должно было случиться, именно так, а не иначе.
В целом все конфликты разрешаются... на мой взгляд, удовлетворительно. По, так сказать, финальному раскладу. Но должна признаться, я редко испытывала такое... печальное чувство по поводу арки одного из персонажей. Вроде как главного.
Более подробноЛиния отношений Накая с его семьёй разрешилась довольно причудливым и непредвиденным для меня путём, но разрешилась, и это главное.
Есть ли в сериале положительные герои? Да. Но увы, в моём восприятии дон Диего к ним не относится. И к отрицательным тоже. У меня вообще нет слов для определения этого.
Сразу после просмотра я написала об этом в обсуждении вот что:
Немного изменённая цитата из обсуждения номер разВ какой-то момент (7-й серии) мне показалось, что это история о морально павшем герое, потом — что это история падения и нравственного воскрешения дона Диего. Но нет, оглядываясь назад, я думаю, что Диего некуда было падать и некуда подниматься. И проблема там не в том, что "Диего был честным, но трусливым. Зорро смелым, но лживым". Лгали оба, и оба нравственно трусили, и оба были жестоки и эгоистичны, и оба совершенно забыли, зачем нужен Зорро и для чего он появился на свет.
В моем восприятии, когда Зорро предал себя, пойдя работать актёром в шоу дона Эммануэля (со всем к этому прилагающимся), и когда Диего согласился, чтоб дон Эммануэль руководил работами по постройке дворца — это были point of no return. Смягчая формулировку: чтобы вылезти из такой ямы, нужно что-то большее, чем то, что делает Диего в конце. И вообще я сомневаюсь, что человек, способный в неё упасть, когда-то мог быть героем-защитником справедливости. Тридцать лет назад, может быть. Может быть, эти годы работы на отца убили в нём всё живое, оставив оболочку для мимикрии.
Показательно, что он идёт по стопам дона Алехандро, подписывая долговую расписку дону Эммануэлю. А потом, как тридцать лет назад его отцу, алькальду предстоит сразиться с Зорро. И, как его отец, он не слишком сопротивляется... в конце концов.
И в эпизоде, где дон Диего обращается к изнемогающим на строительстве дворца рабочим, используя имя Зорро "в своих интересах"... практически говоря от имени Зорро в то время, когда делает то же, что раньше дон Эммануэль... мне прям хотелось, чтоб появился Зорро и отходил его кнутом. Ну должны же быть какие-то пределы бесстыдству. Ан нет, нету.
Вообще единственная сцена, в которой дон Диего сколько-нибудь мне напомнил "классический образ" — самая первая, когда он, в роли противника насилия, пытается остановить разбойников и отнимает у них шпаги. Всё, что он делает потом, как Диего и как Зорро... он плывёт по течению, подчиняясь обстоятельствам, от начала до конца. А по собственной инициативе устраивает штуки вроде соблазнения Габриэллы и инсценировки смерти Зорро.
и
Немного изменённая цитата номер дваВсё-таки в классический традиции Зорро полу-паладин, полу-трикстер. Ложь для него — такое же оружие, как хитрость, ловкость, кнут и шпага. Но поскольку он герой, на их использование наложены определённые ограничения. (Весьма, кстати, зависящие от времени воплощения персонажа.) И Диего МакКалли пару раз выказывает убеждение, что лгать нехорошо, а в конце "Знака Зорро" оправдывается, ссылаясь на ТочнуюФормулировку: "Я и не видел Зорро, там не было зеркал!"
Собственно, именно потому, что Зорро приходится пускать в ход силу, и оружие, и ложь, ему так нужно быть честным с самим собой и справедливым с другими.
А Диего-Зорро Дюжардена... он лжёт там, где лгать нельзя, и в том, в чём нельзя. И делает это не "во благо". Более того, он, похоже, вообще не руководствуется благими убеждениями. Судя по тому, куда приходит под конец. И если во время постройки дворца он действительно считает себя "хорошим парнем"/"положительным героем", на чьей стороне был бы Зорро... значит, себе он лжёт больше всех остальных. За свою ложь Габриэлле он просит прощения у неё, а как насчёт предательства себя, Зорро и всех людей ЛА, которые верили в своего алькальда?
И при том, что развязка романтической линии (как именно произошло раскрытие тайны обоих Зорро и пр.) меня в общем удовлетворила, я не могу не задаваться вопросом: если Габриэлла любила Диего за справедливость, а Зорро — за смелость, то что она любит в своём муже сейчас? То есть на площади он, конечно, проявил справедливость и смелость, но ведь только потому, что узнал в Зорро Габриэллу. И что потом? Полчаса назад он приветствовал вице-короля, покорно выслушивая рассуждения про "Впереди ещё много казней", а теперь кричит: "Да здравствует революция!" И это Зорро, пусть даже бывший? Это алькальд ЛА? Это герой повествования? Это вообще человек?
И если говорить о развязке романтической линии... она удовлетворила меня в том плане, как и в каком контексте происходит. Что Габриэлла получает возможность выразить свой гнев и не только словами, что обоюдное открытие правды параллелится с защитой правого дела, что случившееся не заметается под ковёр...
— Я повел себя как негодяй. Я лишь хотел вернуть твою любовь. Прости меня! Прости! Прости!
— Я любила тебя, Диего! Тебя! За то, какой ты справедливый. И даже твою неуклюжесть я любила!
— А Зорро?
— Его я тоже любила. За его храбрость, его наглость, его легкость.
— Раз ты любила нас по отдельности, может, полюбишь и вместе?
Ну, и как бы да, это такое "традиционное решение" зорродилемм, освящённое десятилетиями... но у меня сходу возникает два комментария. Первый — о том, что этот вопрос надо было задавать гораздо, гораздо раньше. Если не до того, как Зорро соблазнил Габриэллу (хотя хорошо бы), то уж точно до того, как Зорро "умер". И Габриэлла справедливо отвечает: «Я так настрадалась из-за вас». И потом, когда Диего прерывающимся голосом спрашивает Бернардо, выживет ли тяжелораненая Габриэлла, это видится мне прямой "ответкой" от мироздания, типа "Теперь ты понимаешь, что чувствовала она, когда хоронила Зорро?"
А второй комментарий, он про другое. Про то, что Диего предал и себя, и Зорро. Про то, что перестал быть справедливым и храбрым, став таким же, как те, против кого когда-то боролся. "И что теперь в тебе любить?" То есть для Габриэллы, очевидно, вопрос так не стоит, но Диего мог бы и затронуть этот аспект — про то, что "вёл себя как негодяй" не только по отношению к Габриэлле.
И нет, интерпретация арки Диего в духе "Герой сходил на Тёмную Сторону, но Силой Любви вернулся на Светлую" меня не устраивает. Потому что... я ведь говорила, что происходящее в пятой серии с Зорро, "герой, почивший на лаврах", в некотором роде
Но мне отчего-то вспоминается фраза из соответствующего мультика: «Ты стал драконом, потому что никогда не был человеком».
Как бы... не надо быть Зорро, чтоб не быть негодяем. Чтобы не тиранить свой город, не мучить людей ради политических соображений. При этом даже не понимая, что именно ты делаешь и о чём говорит появление другого Зорро.
Собственно, когда я смотрела на то, что творит дон Диего (с момента выдачи карт-бланша дону Эммануэлю), меня занимал один вопрос: как Диего сможет выбраться из этой ямы? Каким образом? И какой ценой? Сценаристы нашли способ, как сделать это достаточно убедительно на уровне событий, но в плане внутреннем... Диего вообще понял, что он делал? Не с Габриэллой, тут понял, да, — а с людьми, Зорро и самим собой? И если да, он пытался с этим пониманием хоть что-нибудь сделать? Там, отказаться от должности алькальда? У людей прощения попросить?
А если не понял, то ну-у... это не герой. Ни положительный, ни отрицательный, и никакой вообще.
Хотя, наверное, объяснение с Габриэллой даёт ключ и к этому, по аналогии.
"Я лишь хотел вернуть твою любовь", ага. И пофиг, какими средствами. И пофиг на страдания Габриэллы. И пофиг на то, что Зорро создавался не для устройства твоей личной жизни.
"Я хотел построить дворец для вице-короля и сделать ЛА культурным центром". И пофиг, какими средствами. И пофиг на страдания людей. И пофиг на то, что Зорро не одобрил бы.
Потому что "я хотел", Я-Я-Я и больше ничего.

*вздохнув* Прямо и не знаю, что мне с этой картинкой теперь делать...
@темы: Зорро, Фильмы, Впечатления
Комментарии
Вставить цитату
Дневник воинствующей конформистки
Авторизация
Записи
- Календарь записей
- Темы записей
-
237 Жизнь
-
203 Книги
-
194 Цитаты
-
190 Рассуждения
-
187 Фанфики
-
182 Настроения
-
152 Пратчетт
-
140 Tolkien
-
87 Впечатления
-
75 Экранизации
-
55 Диккенс
-
44 Вопросы
-
37 Ссылки
-
32 Переводы
-
31 Песни
-
30 Эрмитаж
-
29 ФБ
-
28 Фильмы
-
28 Death Note
- Список заголовков
Главное меню
Ссылки