Вам нравится моя откровенность?
суббота, 09 апреля 2011
Ты же, мил человек, не будь Гренделем...
две лекции А. Зализняка о берестяных грамотах.
История о трагическом письме Гостяты Василью про то, как «всё данное отцом и родичами взял, на другой женился, меня выгнал, сделай милость, приезжай», из-за которого филологический мир десять лет ломал копья, доказывая, что автор — мужчина, на том веском основании, что, видите ли, не существует ни одного древнерусского имени на «ята», которые принадлежали бы женщине (притом, что всех женских имен, имеющихся в нашем распоряжении для Древней Руси, порядка 6) привела меня в дикий восторг. =)
Вспоминается фанфик про «шуструю Ородрет», где Ородрета сделали женщиной, потому что -eth — окончание женского рода.
Или потрясающая история о том, как две сохранившиеся строчки повлекли за собой крупное открытие в древней истории славянских языков (состоящее в том, что в древненовгородском языке не осуществилась вторая палатализация).
Не сразу мы поняли, по какой причине такое количество грамот до нас доходит не в целом виде...
...существуют две категории древнерусских грамот, в которых нет адресной формулы...
Какие Вы испытываете эмоции и чувства, когда Вам только-только приносят новую грамоту на расшифровку?
Сейчас слушаю его же лекцию про «Слово о полку Игореве». Правда, я знаю, каким выводом она закончится. =) Я читала статью Зализняка в «Докладах РАН», посвящённую вопросу подлинности «Слова».
История о трагическом письме Гостяты Василью про то, как «всё данное отцом и родичами взял, на другой женился, меня выгнал, сделай милость, приезжай», из-за которого филологический мир десять лет ломал копья, доказывая, что автор — мужчина, на том веском основании, что, видите ли, не существует ни одного древнерусского имени на «ята», которые принадлежали бы женщине (притом, что всех женских имен, имеющихся в нашем распоряжении для Древней Руси, порядка 6) привела меня в дикий восторг. =)
Вспоминается фанфик про «шуструю Ородрет», где Ородрета сделали женщиной, потому что -eth — окончание женского рода.
Или потрясающая история о том, как две сохранившиеся строчки повлекли за собой крупное открытие в древней истории славянских языков (состоящее в том, что в древненовгородском языке не осуществилась вторая палатализация).
Не сразу мы поняли, по какой причине такое количество грамот до нас доходит не в целом виде...
...существуют две категории древнерусских грамот, в которых нет адресной формулы...
Какие Вы испытываете эмоции и чувства, когда Вам только-только приносят новую грамоту на расшифровку?
Сейчас слушаю его же лекцию про «Слово о полку Игореве». Правда, я знаю, каким выводом она закончится. =) Я читала статью Зализняка в «Докладах РАН», посвящённую вопросу подлинности «Слова».
Комментарии
Сейчас слушаю его же лекцию про «Слово о полку Игореве». Правда, я знаю, каким выводом она закончится. =)
А еще у него есть замечательная статья с разбором Велесовой Книги. Вывод, как можно догадаться, совсем противоположный, зато уж обоснованной всей древнерусской лингвистикой!
И при этом филология, которая уже извлекла материал из летописей и т.д., что весьма полезно, но далее народ решил, что может быть - ТОЛЬКО ТАК, и... Жаль, жаль, что Зализняк не привел те "акробатические" варианты, которые, надо думать, изобретались, чтобы увязать Гостяту-мужика и м ужа, взявшего новую жену... Какие угодно варианты, кроме самого простого. Потому что не бывает.
В общем, всегда надо помнить об ограниченности своих знаний. *И *тем не менее* - браться и исследовать.)
Есть, кстати, прекрасный сайт gramoty.ru - там ОНИ, заходишь - и читаешь! (Во всех видах, как у Зализняка - фото, прорись, текст с разделением на слова и, чаще всего, и перевод тоже. И можно сделать выборку по году, сохранности (целый - не целый) и даже по жанру.
Да, представляю себе версию, по которой это письмо писал мужчина
Не, ну там всё-таки какие-то «альтернативные расшифровки» текста были...
kemenkiri
Хотя когда я там копала, у нас и сам сезон был весьма результативный...
О, ты откапывала берестяные грамоты?
А еще у него есть замечательная статья с разбором Велесовой Книги. Вывод, как можно догадаться, совсем противоположный, зато уж обоснованной всей древнерусской лингвистикой!
Да, про его «мнение в общем» я точно помню, читала, а вот статьи не видела... В сети, правда, видеолекция лежит.
Прослушала 1ю часть.
Там, кстати, в стенограмме второй части рассматривается на одну грамоту (№ 663) больше, чем в видео (если только меня капитально не сглючило).
Жаль, жаль, что Зализняк не привел те "акробатические" варианты, которые, надо думать, изобретались, чтобы увязать Гостяту-мужика и мужа, взявшего новую жену...
Жаль, да.
Мне ещё жаль, что он так и не сказал (тоже в лекции о «Слове»), по какому закону в древнерусском «еси» ставилось перед или после глагола. Я бы глянула в книжках, если б знала, куда именно надо смотреть (то есть как он называется)...
А я в этом разделе сайта, решив тряхнуть стариной, ещё «Математические этюды» посмотрела читать дальше
Есть, кстати, прекрасный сайт gramoty.ru - там ОНИ, заходишь - и читаешь!
Да, я его обнаружила по ссылкам из стенограммы.
Но у меня есть одно крайне печальное свойство восприятия — меня очень расхолаживает доступность больших объёмов информации (особенно в сети). :/ «По улице Когда угодно попадёшь в дом Никогда», перефразируя английскую пословицу.
Физически, т.е. лопатой - нет, я вообще не копала, а чертила и обрабатывала находки, следила за тем, что и как народ копает. Но в наш сезон нашли 7 или 8 грамот, в т.ч. на нашем раскопе, в т.ч. на моем участке.
Самыми целыми и информативными были эти:
gramoty.ru/index.php?act=full&id=783
gramoty.ru/index.php?act=full&id=789
Зализняк нам про них рассказывал прямо там, в Новгроде, по свежим следам, у нас были "пятницы" - лекции, которые читал он, Янин, Поветкин (специалист по древним музыкальным инструментам - восстанавливал их и играл на всем этом).
а вот статьи не видела...
Если вдруг, это в недрах довольно большого сборника "Великий Новгород и Средневековая Русь" М., 2009
А про математику я буду читать не в этом часу ночи
Меня «участие в процессе вообще» интересовало.
Самыми целыми и информативными были эти
О, про красный плащ я помнила, из твоего поста в ЖЖ... только забыла, в каком именно контексте ты про него писала.
Янин
Кстати, Зализняк в своей лекции упоминал лекцию Янина о берестяных грамотах как историческом источнике. Видимо, эту.
Если вдруг, это в недрах довольно большого сборника "Великий Новгород и Средневековая Русь" М., 2009
Нету у нас этой книжки... по МБА, что ли, попробовать заказать. Зато есть несколько книг о берестяных грамотах.
Эх, а я ведь уже три дня как не могу добраться до статьи про картину Рембрандта «Притча о работниках на винограднике»... как там один учёный говорил: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая»? ;(
А про математику я буду читать не в этом часу ночи
(на случай, если кто не заглянул под кат) Там ещё и про атрибуцию картины (точнее, про установление личности портретируемого) есть.
Но вообще мне очень интересен вопрос, насколько неспециалисты в курсе подобных вещей... помню, кто-то во френдленте френда мимоходом обронил что-то вроде «Я и представить себе не мог, что кто-то может не знать, что [два иностранных имени] и [ещё два иностранных имени] — это один человек». При этом я, кажется, слышала краем уха упоминание первых двух имен, но и только...
Так же мне трудно представить, что человек может не знать, скажем, об истории попыток доказать пятый постулат, завершившейся драмой идей, в которой участвовали Лобачевский, Гаусс и Бойаи... или о трёх задачах древности, или о проблемах Гилберта. Но подозреваю, что это примерно настолько же обоснованное представление...
Избранные цитаты
Так же мне трудно представить, что человек может не знать, скажем, об истории попыток доказать пятый постулат
...а мне - того, который не знает про неолит того предельного общего набора, который знаю я (неолит - совершенно "не моя" эпоха)...