Дочитываю второй том "Лостов" - несколько "заметок на полях"...
читать дальше"Сказание о Турамбаре":
Each day grew the brows of the chiefs of the Rodothlim more dark, and dreams came to them [10] bidding them arise and depart swiftly and secretly, seeking, if it might be, after Turgon, for with him might yet salvation be found for the Gnomes.
С каждым днём всё более темнели челом вожди родотлим, и приходили к ним сны, повелевая восстать и отправиться быстро и тайно на поиски Тургона, если сие возможно, ибо от него могло ещё придти спасение (г)номам.
Примечание Кристофера:
[10] 'dreams came to them': original reading 'dreams the Valar sent to them'.
'и приходили к ним сны': первоначально написано 'сны посылали им валар'.
"Падение Гондолина", слова Идриль, сказанные Туору:
Lo! I dreamed on a night that Meglin builded a furnace, and coming at us unawares flung therein Earendel our babe, and would after thrust in thee and me; but that for sorrow at the death of our fair child I would not resist.
Се! приснилось мне ночью, что Меглин выстроил горнило, и, застав нас врасплох, швырнул туда наше чадо, Эаренделя, и хотел втолкнуть туда же и нас с тобой; я же, скорбя о гибели нашего милого дитяти, даже не противилась.
Это к вопросу о том, могут ли эльфы видеть сны "по-человечески" - о том, "чего не было"... Конечно, здесь речь идёт не о простых снах, а о "вещих" - но, судя по тому, что они не воспринимаются как вещие априори, были и "простые сны".
"История Эриола, или Эльфвине":
The Gods can cause things to enter the hearts of Men, but not of Elves (hence their difficult dealings in the old days of the Exile of the Gnomes)...
Боги могут вложить стремления в сердца людей, но не эльфов (отсюда несговорчивость тех в далёкие времена Изгнания (г)номов...)
Интересно.
"Науглафринг":
Thus did the curse of Mim the Dwarf begin its course; and yet another sorrow sown by the Noldoli of old in Valinor was come to fruit.
Так начало исполняться проклятие карлы Мима, и принесло плоды зло, что нолдоли когда-то посеяли в Валиноре.
"Не понял я". (с) Какое отношение Братоубийство в Копас Алквалунте имело к подданным Тинвелинта (лесным эльфам) и эльфам-изгнанникам, сражавшимся из-за проклятого золота? Даже если учесть, что среди эльфов Артанора были и (г)номы...
Оттуда же:
The value of that hoard no man could count, for amid the gold lay many gems, and these were very beautiful to look upon, for the fathers of the Rodothlim had brought them out of Valinor, a portion of that boundless treasury the Noldoli had there possessed.
Не имел цены сей клад, ибо среди золота сверкали премногие каменья красы ненаглядной, привезённые отцами родотлим из Валинора, - часть несметных сокровищ, коими владели нолдоли.
Как отмечает Кристофер, в будущем эта идея превратится в "Финрод принёс с собой больше сокровищ Тириона, чем прочие князья нолдор". И уже здесь возникает естественный вопрос - как нолдоли было не лень тащить эти камни через Вздыбленный Лёд? Кстати, в "Лостах" этот переход выглядит даже страшнее, чем в "Сильме"... и да, в первом томе упоминаются взятые нолдоли с собой драгоценные камни и одежды (и не взятые книги).
И упоминание "несметных сокровищ" выглядит странно... учитывая, что большую их часть украл Мэлько. Нолдоли потом, конечно, делали новые камни, но без прежнего воодушевления...
"Падение Гондолина":
Now is there a sally from the gates of Gondolin and a throng comes about these twain in wonder, rejoicing that yet another of the Noldoli has fled hither from Melko, and marvelling at the stature and the gaunt limbs of Tuor, his heavy spear barbed with fish bone and his great harp.
И вот выбегает толпа из врат Гондолина, и окружает тех двоих, радуясь, что еще одному из нолдоли удалось вырваться из-под власти Мелько, и дивясь тому, какой Туор высокий и длинноногий, и его тяжелому копью с
наконечником из рыбьей кости, и его большой арфе.
Можно ли последние слова понять в том смысле, что у гондотлим (и, возможно, у эльфов вообще) арфы были маленькие?
Уфэдин из "Науглафринга", которого преследует "горящий взгляд" Гвенделин... У меня в одном тексте один персонаж (при совсем других обстоятельствах) вынужден посмотреть в глаза Мелиан...
И последнее, тоже о "Науглафринге"... тамошняя история ссоры Тинвелинта с карлами (dwarves) - к вопросу о том, были ли у эльфов приняты телесные наказания. Хотя, конечно, это ранняя концепция... и не совсем "типичные" обстоятельства.