«Похоже на знаменитую кинематографическую задачу: очная ставка, крупный план лица, и нужно, чтобы зрители увидели, что этот человек узнал другого, но чтобы поверили, что следователи этого не поняли». (с) М. Гаспаров
Меня долго занимал вопрос, как это делается...
Цитата из "Кино: становление и сущность нового искусства" Бела БалашаУже в первое время немого кино микрофизиогномика доказала, что на лице, снятом крупным планом, можно прочесть значительно больше, чем сразу кажется. На лице можно читать «между строк», если на нем проступает «невидимый лик».
Японец Сессю Хаякава был одним из старейших корифеев немого кино. Он мастерски показывал неподвижное, спокойное лицо, на котором невозможно прочитать чувства и страсти. Особенность его игры была в том, что он не играл. Но как все-таки ему удавалось выражать свои чувства столь ясно, что мы понимали действие и принимали участие в судьбе героя?
Один раз он играл в такой сцене: бандиты захватили его и устроили ему очную ставку с женой; он думал, что она в безопасности, но, оказывается, она тоже попалась. Он не должен показать, что знает ее, — от этого зависит жизнь обоих. Бандиты с наведенными пистолетами наблюдают за его лицом. Одно-единственное движение на лице, хотя бы слабый налет нежности, любви, заботы, удивления, страха, малейшее отражение того, что происходит в его душе, приведет к гибели. Но жесткое японское лицо Хаякавы — неподвижная железная маска. На этом равнодушном лице не видно ничего. Так же равнодушно он смотрит и в испуганные глаза жены. И мы понимаем, смотря на это лицо, что бандиты ему верят.
И тем не менее мы замечаем нечто вокруг его глаз. Или, собственно, не «нечто», ибо нет ничего, на что мы могли бы указать. Но мы подмечаем, что мы чего-то не видим. За неподвижными чертами лица мы угадываем потрясение, и горячую любовь, и немой ободряющий приказ во взглядах, относящихся к жене: «Молчи, не волнуйся, ты меня не знаешь! Все будет хорошо! Не бойся!» Микрофизиогномика крупного плана сделала возможным эту тончайшую игру лица, мимика которого почти что не воспринимается. Перед нами «невидимый лик», его видит только тот, кто должен видеть, и... зрители.Конечно, хотелось бы на это
посмотреть, но автор любезно не указал название фильма... :/
И на ту же тему:
Топ-10 часто экранизируемых писателей Половина экранизаций, похоже, выбиралась по принципу: посмотрите, как над классиками изгаляются!
Но первые два места угадываются безошибочно, да.