Да, разумеется, таких «мелочей» у нас много. Мы называли это «полезной избыточностью информации». Невозможно, да и не нужно, создавать текст, работающий ТОЛЬКО на идею (сюжет, фабулу). Обязательно должны присутствовать люди, действия, предметы, высказывания, никакого отношения к «стреле сюжета» не имеющие. Иначе текст потеряет правдоподобность, достоверность, — как это и бывает частенько даже у крупных мастеров, скажем, детектива: реальный мир в их повестях исчезает, остается голый скелет событий, и это (меня, например) раздражает и разочаровывает.Из офлайнового интервью Бориса Стругацкого. В том же интервью упоминается любовь братьев к книгам Рекса Стаута.
Нижеприведенный отрывок (из второго романа о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине), содержание которого не имеет никакого отношения к развитию сюжета, покорил в своё время моё сердце, одновременно дав понять, что дело не только в главных героях...
читать дальше— Я должен вам кое в чём признаться, мистер Вульф, действительно, почему бы и не вам? Так вот, за одиннадцать дней, проведённых в этой маске, я узнал больше, чем за все предыдущие сорок три года своей жизни.
— Гарун аль-Рашид.
— Ну уж нет, извините. Он искал развлечений, а я пытался сохранить жизнь. [...] Вас не раздражает, что я так разговорился? Боже мой, как же мне хочется говорить!
Вульф проворчал:
— Мой кабинет к этому привычен. — И позвонил насчёт пива.
— Благодарю. За эти одиннадцать дней я понял, что психология как официальная наука – это просто обман. Все написанные и напечатанные слова имеют только одну цель — избавлять человека от скуки, в остальном же это всё пустая болтовня. Я своими собственными руками накормил ребенка, умирающего от голода. Я видел, как двое мужчин молотили друг друга кулаками до крови. Я видел, как сопливые юнцы, еще мальчишки, приставали на улицах к старым проституткам. Я слышал, как женщина рассказывала о себе мужчине такое, что по моему несформировавшемуся мнению известно только читателям Хавелока Эллиса. В «Кофейнике» я видел, как едят голодающие рабочие. Я заметил, как уличный франт поднял из сточной канавы завядший нарцисс. Просто поразительно, как эти люди могут делать всё, что им только в данный момент заблагорассудится. А я семнадцать лет преподавал психологию! Чёрт побери! Могу я попросить еще немного виски?Да, я вусмерть не люблю психологию, но это не единственная причина.