"Последнего героя".
Где были мои глаза, а? Только сейчас заметила, что капитан Кэррот спрашивает "Second star to the left and straight on 'til morning?" ("На вторую звезду
слева и вперёд до самого утра?") Питер Пэн и капитан Кёрк говорили о "второй звезде
справа".
Возможно, дело в том, что "Сокол"
возвращался домой, а не улетал "туда, куда не ступала нога человека"? Если "туда" надо было поворачивать направо, то обратно — само собой, налево.
БредятинаНесколько мыслей о "Последнем герое", навеянных словом "возвращение". (Которые, я надеюсь, всё-таки когда-нибудь войдут в большой пост.)
Как-то, довольно давно, мне на глаза попался следующий риторический вопрос о ПГ (воспроизвожу по памяти): "Какое после этого может быть продолжение? Куда идти героям после того, как они побывали на Вершине Богов?"
Ну, лично мне кажется, что кульминацией/звёздным часом экспедиции была всё-таки "остановка" на Луне. Которая выше, чем вершина Кори Челести. Но дело даже не в этом.
А в том, что этот вопрос прекрасно отражает положение Серебряной Орды. Которой действительно некуда возвращаться с Кори Челести. И просто потому что некуда, и потому что этот поход с самого начала был "безвозвратным" — уходом из ставшего чужим мира, попыткой перешагнуть границы и через доблестную смерть обрести "метафизическое" бессмертие. В песнях, легендах. Может быть, даже в мифах. И их желание сбылось — пусть не тем способом, на который они рассчитывали. Они пошли "выше и дальше".
А полёт "Сокола" с самого начала был рассчитан на возвращение. (Сколь бы малой ни была его вероятность.) Более того, после разговора Патриция с Леонардом, где задача "доставить их туда живыми" задаётся как необходимость, а благополучное возвращение — как "приятный бонус", благополучный возврат обычно мысленно приравнивается к успеху миссии. См. слова Леонарда "А если мы не вернемся, возвращаться будет просто некуда".
И Патриций напутствует их словами о "твёрдом намерении вернуться", и Кэррот перед началом отделения второй ступени находит нужные слова, что приободрить Ринсвинда: "Это единственный путь домой". А через вершину Кори Челести этот путь ведёт для того, чтобы дом остался цел.
И спрашивать "Куда им идти после?.." всё равно что задаваться этим вопросом относительно Одиссея, спускавшегося в Аид, слышавшего пение сирен и т.д и т.п. Что значит "куда"? На родную Итаку, конечно.
Обратно на чердак дворца лорда Ветинари, к гениальным картинам и изобретениям; на улицы Анк-Монпорка, защищать, как и прежде, родной город; в свой собственный кабинет Незримого Университета, где на столике стоит Круглый Мир, за которым нужно приглядывать...
Может быть, эта "рутина" выглядит мелко по сравнению с грандиозностью космического полёта, но ведь... полёт и затевался-то только для того, чтобы люди могли продолжать обычную жизнь. Ради сохранения "статус кво".
Это не значит, конечно, что всё происходящее там не имело никакого значения. Оно тоже, по мере возможности, "переплавилось" в "обычную жизнь".
В новую роспись на потолке храма, в коллекцию лунных камней Незримого Университета, в память "некоронованного короля" о том, что сверху не видно границ между странами...
Это другой путь, альтернативный "пути героев", путь "обычных людей", как ни забавно звучит это определение по отношению к некоторым персонажам.
Очевидно, что помимо всего прочего (очень многого прочего), две линии "Последнего героя" соответствуют центробежному и центростремительному движению.Кстати, а цитата про "вторую звезду справа", если верить википедии, вовсе не из
книги про Питера Пэна, а из одноимённого диснеевского мультфильма. В книге было просто "second to the right, and straight on till morning".