10:46 

Из лекции Зализняка

Хейлир
elementy.ru/lib/430704

Из текста мы понимаем: власть попа явно выходит за рамки церковных дел. Олексею он говорит: «Ты давал землю в наем, а тех, кто будет эти земли косить, я поймаю, привяжу им траву на ворот и поведу в город». В город — естественно, в Новгород.

Замечательно наказание: «траву на ворот взвяжу». Прежде всего, что такое «ворот»? Сейчас это то же, что «воротник», но исторически — это ‘шея’, поворотное устройство для головы (замечу, что к тому же самому праиндоевропейскому слову, что «ворот», восходит персидское gardan ‘шея’).

Взвязати — очень колоритный глагол, означающий движение снизу вверх (в данном случае от земли, где находится трава, к шее человека). Естественно предположить, что на шею траву надо привязать в знак того, что она ворованная. «А откуда мы знаем, что ворованное вешается на шею?» — вопрос, который задали мне еще в Новгороде. Нет ли в русском языке какого-либо речения, которое подтверждало бы эту версию?

Из зала: Есть! Пословица: брань на вороту не виснет.

А.З.: Совершенно верно. Современному человеку образ, на котором построена пословица, непонятен; с чего это брань должна висеть на вороту? Но значение — «чужая брань не позорит человека» — подсказывает мотивацию: значит, на шею вешали что-то с целью опозорить человека.

И действительно, Марфа Толстая быстро нашла подтверждение в этнографической литературе; в работе М. Седовой «Быт томичей на крестьянском дворе» (Томск, 2003) мы читаем: «Сурово наказывало общество и за воровство; вору вешали украденное на шею и водили по селу, чтобы всякий мог его ударить и плюнуть».


Ну, про такой вид "shaming penalty" я определённо читала, правда, не применительно к Древней Руси... но его связь с пословицей до меня не доходила.

@темы: Цитаты, НиН, Береста

URL
Комментарии
2014-09-05 в 14:30 

kemenkiri
"Тюрьма и ссылка по вас плачет, журнал, разумеется". (Маяковский, "Баня") // Лучше молча proscrire
Аааа, вот эту лекцию про грамоты я помню, я ее живьем слушала! Очень прониклась попом с активной жизненной позицией.
А это в той же лекции была грамота купца, к которому кто-то приходит в гости с женой, "а как зовут - забыл"?

Мне еще интересно, что нашлось именно про Томск - похоже, в Сибири такая архаика могла дольше сохраниться!

2014-09-05 в 16:50 

Хейлир
Аааа, вот эту лекцию про грамоты я помню, я ее живьем слушала!

Вот тут, кстати, другой вариант её пересказа: http://mitrius.livejournal.com/669850.html

А это в той же лекции была грамота купца, к которому кто-то приходит в гости с женой, "а как зовут - забыл"?

Не, это вторая часть лекции по 2010 году: http://mitrius.livejournal.com/802324.html

Самый конец.

А я тут дослушала большую видеолекцию в "Лингвистической школе" с совершенно душераздирающей историей о грамоте, один фрагмент которой был подарен де Голлю, а другой — шведскому королю, и им теперь вовек не воссоединиться...

Или вот забавное: Реставратор восстановил даже следы, оставленные на лукошке зубами средневековых мышей.

Интересно, никому не приходило в голову создать команду фэндома берестяных грамот? Какой гет можно было бы написать по грамоте 752, например... Из-звините. :shuffle:

Мне еще интересно, что нашлось именно про Томск - похоже, в Сибири такая архаика могла дольше сохраниться!

А в более цивилизованных местах и временах на шею вешали уже таблички с указанием вины. :/

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник воинствующей конформистки

главная